|
Политическая теология
|
9–33
|
Власть и ее источники — вечные вопросы политической философии. Один из вариантов легитимации власти — это политическая теология, то есть использование секуляризованных концептов в политических целях. XX век был наполнен спорами о политической теологии. В статье рассматривается только ее воплощение в христианстве, сконструированное Карлом Шмиттом и Джорджо Агамбеном. Будучи теоретическими оппонентами, оба мыслителя отстаивали собственные проекты, критикуя главного «врага», Эрика Петерсона. Если Шмитт защищал христианство как основание для государственного status quo, а Агамбен выступал провозвестником грядущего сообщества вне идентичности, то Петерсон считал, что догматы христианства (Троица, Второе пришествие и т.п.) лишают политическое господство смысла. Большинство исследователей стремились изучить и оценить уровень теоретической аргументации оппонентов, игнорируя вклад самого Агамбена. В статье предлагается иной путь, предполагающий последовательный анализ всех цитируемых упомянутыми мыслителями текстов (Ап. Павел, Евсевий, Евномий, Григорий Нисский, Августин). На основе исследовательской литературы и собственных философско-филологических реконструкций доказывается проблематичный статус тезисов Шмитта и Агамбена. Оба философа злоупотребляют, как и Петерсон в отношении Евсевия, вольными переводами и желанием внедрить в текст иной эпохи собственные идеи, будь то модель теологически обоснованного суверенитета или упразднение государства и насилия. Детальный анализ позволяет продемонстрировать «негативный» итог: христианскую политическую теологию нельзя построить на тех источниках, которые для политических философов оставались конвенциональными. Работа призывает к новому витку дискуссии: является ли критика христианской политической теологии следствием необоснованного выбора источников Шмиттом, Петерсоном и Агамбеном или же результатом несовместимости христианства с политической теологией? |
Русская Атлантида
|
34–56
|
В статье анализируется возникновение и развитие понятия харизмы в России конца XIX — первой трети XX вв. Это слово в русском языке активно начинают использовать в начале 1880-х годов, когда выходят переводные сочинения немецких теологов. Если ранее библейское слово charisma бытовало как «дар» или «дарование», то в конце XIX века предпочитают транслитерацию этого слова, чтобы передать новые коннотации понятия «харизма». В статье показано, как понятие обретает новые смыслы, при этом обращается внимание на почти традиционное противопоставление харизмы и должности. Выявлено три варианта этой оппозиции в текстах, описывающих церковную организацию: во-первых, харизма, понятая как личностное начало, будет противопоставлена «должности» как началу обезличенному; во-вторых, в соответствии с альтернативной стратегией употребления этой оппозиции, «должность» предстает как инстанция, контролирующая «харизму»; в-третьих, встречаются концепции, в которых снимается противопоставление «харизма / должность» благодаря их отождествлению. В статье показано, как в контексте подготовки Всероссийского собора 1917–1918 годов изменяется употребление этого понятия, когда оно обретает практическую значимость. В документах собора о должности патриарха говорится именно в терминах духовного авторитета и харизмы. Это же понятие используется для критики церковной политики митрополита Сергия (Страгородского) со стороны ряда непоминающих его иерархов в 1930-е годы. Вывод статьи заключается в том, что вхождение понятия харизмы в теологию оказало значительное влияние на понимание церковной власти как до революции, так и после нее, — что, в целом, иллюстрирует аргумент о значении силы слов, обладающих трансформирующим для истории потенциалом. |
|
57–81
|
Наследие Георга Зиммеля четко дифференцируется на социологические и философские произведения, поэтому исследователи практически не пересекаются со своими коллегами, занимающимися другой сферой интересов. Однако и сам Зиммель в этих дисциплинах проявлял себя по-разному. Это особенно ощущается в контексте его отношения к Канту. Его социология, более актуальная до 1908 года, ведет к Канту, а его философия (философия жизни), которая получила развитие после 1908 года, противопоставляется Канту. Наше исследование направлено на объяснение этой дихотомии. Многие мыслители ушли от Канта к философии жизни. Таковым был и Семен Франк, ученик Зиммеля, судьба которого во многом схожа с судьбой учителя. Франк слушал его лекции в 1898 году, переводил и рецензировал его произведения, писал о нем в собственных очерках, так что среди зарубежных современников Франка сложно найти фигуру, оказавшую на него более значительное влияние, чем Зиммель. Во многих отношениях Франк был русским двойником Зиммеля: оба крещеные евреи в христианских странах; оба прошли через школу противоречивых мнений, во многом фатальных для их судьбы; оба были изгнанниками; несмотря на их научную плодовитость и значимость их трудов, обладали неустойчивым академическим статусом, впрочем, высоко ценились коллегами. Франк — хорошо известная фигура в русской религиозной философии, но его философия в контексте пути от кантианства к философии жизни изучена недостаточно. Это исследование также направлено на восполнение этого пробела и открытие Франка читателям Зиммеля. |
Статьи и эссе
|
82–105
|
Будучи весьма влиятельной в микросоциологии, Теория запланированного поведения (ТЗП) предлагает одну из самых популярных технических моделей прогнозирования социального действия. Её центральным пунктом выступает допущение, что намерения являются обязательнымипосредниками между исходными факторами поведения и соответствующими действиями. Если некоторые люди отказываются от своих намерений, ТЗП интерпретирует это как то, что они были «обесценены» под давлением внешних факторов. ТЗП не претендует на объяснение этих факторов, просто подчеркивая, что существует разрыв между «воспринимаемым» и «фактическим» контролем поведения. Таким образом, возникает концепция «незапланированного поведения», вызванного действиями неконтролируемых внешних факторов. Настоящая статья предлагает альтернативный подход к проблеме. В ней мы проверяем предположение о существовании неких факторов, которые могут объяснять «незапланированное» поведение исходя из внутреннихзакономерностей процесса эскалации действия, но пока не учитываются существующей моделью ТЗП. Оставаясь в рамках социологической интерпретации, предлагаемой теорией двойственных систем, примером этих пока еще неучтенных факторов мы выбрали имплицитный компонент общей установки. Доказательство воздействия этого фактора на поведение в обход намеренийдает |
|
106–119
|
Цель данного исследования — изучить виды и степень тяжести насилия и жестокого обращения, которым подвергаются женщины, работающие в Кувейте домашней прислугой. В качестве метода использовался количественный подход. Исследование показало, что с точки зрения этнической принадлежности и стран происхождения в секторах социальной и домашней работы доминируют женщины, прибывшие с Филиппин и Шри-Ланки. Статистический анализ показал, что 82% сталкивались с физическим насилием; 45% — с сексуальным насилием; 88 % — с психологическим насилием; и 70 % — с побоями. В статье содержатся предложения по изменению кувейтского законодательства, предусматривающие ужесточение наказания за жестокое обращение с домашней прислугой. Также в статье предлагается внедрение надлежащих механизмов социальной защиты для женщин-работниц, столкнувшихся с насилием и жестоким обращением. |
Обзоры
|
120–135
|
Травма есть результат столкновения отдельного человека или группы людей с ужасающим опытом, оставляющим устойчивые следы в их памяти и сознании и приводящим к кардинальным изменениям в восприятии ими своей идентичности, социального окружения и будущего. Концепт травмы прочно связан с войной, конфликтами и вынужденной миграцией. Беженцы сталкиваются с катастрофическими жизненными событиями, вызывающими обрушение их привычного образа жизни. В последние годы наблюдается резкий рост интереса к изучению проблемы травмы с опорой на разные подходы, в том числе и на социологические. Поэтому цель данной статьи — рассмотреть, изучить и проанализировать концепты культурной травмы, коллективной идентичности, а также социальной травмы в связи с проблемами беженцев и вынужденной миграции. Первая часть нашего исследования посвящена обзору базовой литературы по культурной травме и коллективной идентичности. Затем мы исследуем концепцию социальной травмы, рассматривая вынужденную миграцию, принимающие сообщества, идентичность вынужденных мигрантов и роль групп-носителей. Таким образом, в статье делается попытка предложить всесторонний анализ проблемы вынужденного перемещения с точки зрения культурсоциологии. |
Рецензии
|
136–149
|
Рецензия на книгу: Ely C. (2022). Russian Populism: A History. Bloomsbury Publishing. 254 p. |
In memoriam
|