|
От редакции
Статьи
|
14–36
|
В долгосрочной перспективе и на макроуровне взаимозависимость людей распространяется сегодня на весь мир. Однако всемирные эмерджентные процессы интеграции и дифференциации принято сводить к таким статичным понятиям как «правительность», «глобализация», «космополитизм», «мобильности» и «сети», что не позволяет увидеть обыденные процессы, поддерживающие институты, в частности, национальное государство. В этой статье утверждается, что патологический реализм неолиберальной идеологии сегодня можно лучше понять, если обратиться к историческим предшественникам так называемого «реляционного поворота» в современной социологии. Более ранняя реляционная социология Шотландского Просвещения, представленная Адамом Фергюсоном (1767), Адамом Смитом (1776) и Дэвидом Юмом (1739), развивает идеи спонтанного порядка, оперируя такими понятиями, как «невидимая рука» и «непреднамеренные последствия». Это происходит в Шотландии, экономически малоразвитой периферии Европы, вступившей в эпоху резких изменений. Шотландские традиции осмысления спонтанного порядка сравниваются с концепцией фигураций Норберта Элиаса. Последний понимал фигурации как незапланированные, но упорядоченные процессы все более сложных и менее ясных социальных взаимозависимостей и функциональной демократизации. Эти процессы, как кажется, достигли определенных пределов. Человечество попало в ловушку непреодолимого противоречия между глобальным развитием наращивающих военную мощь и угрожающих друг другу государств и широко распространенной верой элит в спонтанную эффективность и самонастраивающиеся механизмы глобального «волшебного рынка». |
|
37–52
|
Данные динамики насильственных конфликтов внутри стран, протестов или беспорядков, зачастую демонстрируют нерегулярные флуктуации. В статье доказывается, что эти флуктуации являются проявлением детерминированного хаоса, который можно описать через относительно простое дифференциальное уравнение. В основе уравнения лежит модель последействия, которая описывает взаимодействие трех групп: а) уже мобилизованные восставшие граждане, протестующие против правительства и его политики, б) группы фрустрированных граждан, которые не присоединились к протестам в самом начале, в) репрессивные правительственные силы, которые стремятся обуздать протесты и сократить число участвующих в беспорядках граждан. Интеграция этих процессов приводит к модели логистического роста, которая сходится при множестве конфигураций параметров и ведет к стабилизации доли протестующих, в том числе на нулевом уровне в некоторых ситуациях. Однако при других параметрах эта модель может привести к хаотическим флуктуациям в протестных действиях, которые опасны для правящего режима, поскольку являются непредсказуемыми и носят массовый характер. При помощи компьютерного моделирования в статье анализируются последствия различных параметрических конфигураций для протестной динамики. Ради политического выживания многие правительства заинтересованы в том, чтобы выйти из динамики хаотичного конфликта и перейти к состоянию стабильного равновесия протеста, а затем свести его на нулевой уровень. Они могут добиться этого при помощи 1) реформ, которые сократят долю фрустрированных граждан, потенциально способных на протест, 2) устрашения протестующих и/или репрессий, 3) введения цензуры в сообщениях СМИ о протесте для ограничения распространения информации о протесте. Формальный анализ модели показывает, что наиболее успешными оказываются реформы, которые сокращают долю фрустрированных граждан и, как следствие, ведут к новому политическому порядку. |
|
53–71
|
Статья стремится обогатить библиографию работ о процессе формирования социальных групп, взяв в качестве объекта исследования людей из трудящихся классов в постсоветской России. Автор предлагает некоторые выводы относительно того, как в глобальном неолиберальном капитализме могут быть преодолены прекаризация и атомизация. На основании обширной базы данных, состоявшей из глубинных интервью, взятых в разных регионах, и нескольких наблюдений, сделанных автором, исследуется, как устанавливаются социальные связи и какова роль социального воображения у представителей трудящихся классов, подвергшихся серьезной социальной и экономической дестабилизации. Во-первых, должен иметь место процесс «обживания» собственного социального и материального окружения, одновременный с восстановлением «габитуса» или чувством, что человек занимает «нормальное» место в обществе. Также должны восстановиться регулярные взаимодействия с людьми, признаваемыми в качестве «обитателей схожих мест». Во-вторых, опора на собственный повседневный опыт дает людям из трудящихся классов способность действовать в широком социальном пространстве и выстраивать собственные линии дифференциации и отделения, в то время как популистский и антипопулистский дискурсы предоставляют рамку для признания и обозначения новых социальных разграничений. Для того чтобы понять эти процессы, считает автор, было бы полезно вернуться к идеям классиков критической (или структурально-конструктивисткой) социологии — Марксу или Бурдье. |
|
72–86
|
Статья посвящена исследованию природы неустойчивости. Авторы показывают ее двойственный характер как локального и глобального явления. Существуют четыре основных предпосылки, которые влияют на распространение неустойчивости на глобальном и локальных уровнях: разделение труда, углубляющее асимметрию и неравенство на рынке труда; четвертая промышленная революция, замещающая труд машинами; изменяющаяся природа самого труда, размывание границы между отчужденным трудом и частной жизнью; и распространение неолиберальной идеологии и практики, которая проявляется как вторжение государства и капитала в процесс социального производства индивидов. Сумма этих предпосылок ведет к расширению неустойчивости в различных формах, главным образом в форме неустойчивой занятости. Неустойчивость становится формой нового глобального порядка, возникающего как результат множества локальных беспорядков. |
|
87–104
|
В статье делается попытка пересмотра концепции космополитического общения (cosmopolitan sociability) с интеракционистских позиций. Термин «космополитическое общение» был предложен Ниной Глик-Шиллер для анализа современных миграционных процессов. Он характеризует формы интеграции мигрантов, которые основаны на открытости и общечеловеческих компетенциях и не предполагают жёсткой связки с этнической принадлежностью или гражданством. Однако концепция космополитического общения не уделяет достаточного внимания тому, как именно возникает и воспроизводится космополитическое общение на уровне конкретных ситуаций повседневного взаимодействия. Мы стремимся заполнить данную лакуну через обращение к этнометодологической традиции анализа категоризации членства, а также к теории ритуалов взаимодействия Рэндалла Коллинза. Этнометодологическая традиция рассматривает взаимное определение того, что происходит в конкретных ситуациях взаимодействия, что дает возможность анализировать устойчивость отношений в рамках космополитических взаимодействий и конкретный моральный порядок, который воспроизводится внутри них. Кроме того, этнометодологический анализ позволяет выявить контексты, в которых космополитическое общение способно/не способно возникнуть. В свою очередь, теория ритуалов взаимодействия рассматривает ситуационные солидарности и групповые символы, возникающие в повседневных взаимодействиях. Она также предоставляет концептуальные ресурсы для анализа влияния прошлого опыта людей (прошлых цепочек ритуалов взаимодействия) на степень их вовлеченности в космополитическое общение. Предложенный подход иллюстрируется на материалах включенного наблюдения за повседневными взаимодействиями трудовых мигрантов в Федеральной миграционной службе. |
Рецензии
|
105–118
|
Рецензия: Eva Illouz. Why Love Hurts: A Sociological Explanation (Cambridge: Polity, 2016). |
|
119–124
|
Рецензия: Matthew Ratcliffe. Experiences of Depression: A Study inPhenomenology (Oxford: Oxford University Press, 2015) |
|
125–128
|
Рецензия: Villacañas Berlanga J. L. (2016). Teología Política Imperial y Comunidad de Salvación Cristiana: una Genealogía de la División de Poderes. Madrid: Trotta. 717 P. ISBN 978-84-9879-627-8 |
|