Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Алекс Ло 1
  • 1 Абертейский университет, Bell St., Dundee, DD1 1HG, UK

Спонтанный порядок и реляционная социология: от Шотландского Просвещения к человеческим фигурациям

2017, т. 16, № 4, с. 14–36 [содержание номера]
В долгосрочной перспективе и на макроуровне взаимозависимость людей распространяется сегодня на весь мир. Однако всемирные эмерджентные процессы интеграции и дифференциации принято сводить к таким статичным понятиям как «правительность», «глобализация», «космополитизм», «мобильности» и «сети», что не позволяет увидеть обыденные процессы, поддерживающие институты, в частности, национальное государство. В этой статье утверждается, что патологический реализм неолиберальной идеологии сегодня можно лучше понять, если обратиться к историческим предшественникам так называемого «реляционного поворота» в современной социологии. Более ранняя реляционная социология Шотландского Просвещения, представленная Адамом Фергюсоном (1767), Адамом Смитом (1776) и Дэвидом Юмом (1739), развивает идеи спонтанного порядка, оперируя такими понятиями, как «невидимая рука» и «непреднамеренные последствия». Это происходит в Шотландии, экономически малоразвитой периферии Европы, вступившей в эпоху резких изменений. Шотландские традиции осмысления спонтанного порядка сравниваются с концепцией фигураций Норберта Элиаса. Последний понимал фигурации как незапланированные, но упорядоченные процессы все более сложных и менее ясных социальных взаимозависимостей и функциональной демократизации. Эти процессы, как кажется, достигли определенных пределов. Человечество попало в ловушку непреодолимого противоречия между глобальным развитием наращивающих военную мощь и угрожающих друг другу государств и широко распространенной верой элит в спонтанную эффективность и самонастраивающиеся механизмы глобального «волшебного рынка».
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss