Алекс Ло 1
Спонтанный порядок и реляционная социология: от Шотландского Просвещения к человеческим фигурациям
2017,
т. 16,
№ 4,
с. 14–36
[содержание номера]
В долгосрочной перспективе и на макроуровне взаимозависимость людей распространяется сегодня на весь мир. Однако всемирные эмерджентные процессы интеграции и дифференциации принято сводить к таким статичным понятиям как «правительность», «глобализация», «космополитизм», «мобильности» и «сети», что не позволяет увидеть обыденные процессы, поддерживающие институты, в частности, национальное государство. В этой статье утверждается, что патологический реализм неолиберальной идеологии сегодня можно лучше понять, если обратиться к историческим предшественникам так называемого «реляционного поворота» в современной социологии. Более ранняя реляционная социология Шотландского Просвещения, представленная Адамом Фергюсоном (1767), Адамом Смитом (1776) и Дэвидом Юмом (1739), развивает идеи спонтанного порядка, оперируя такими понятиями, как «невидимая рука» и «непреднамеренные последствия». Это происходит в Шотландии, экономически малоразвитой периферии Европы, вступившей в эпоху резких изменений. Шотландские традиции осмысления спонтанного порядка сравниваются с концепцией фигураций Норберта Элиаса. Последний понимал фигурации как незапланированные, но упорядоченные процессы все более сложных и менее ясных социальных взаимозависимостей и функциональной демократизации. Эти процессы, как кажется, достигли определенных пределов. Человечество попало в ловушку непреодолимого противоречия между глобальным развитием наращивающих военную мощь и угрожающих друг другу государств и широко распространенной верой элит в спонтанную эффективность и самонастраивающиеся механизмы глобального «волшебного рынка».
Ключевые слова:
спонтанный порядок;
Шотландское Просвещение;
Норберт Элиас;
человеческие фигурации;
национальный габитус;
реляционная социология