|
От редакции
Статьи
|
15–28
|
В статье рассматривается феномен серой зоны следования правилам — действий, которые могут одновременно восприниматься как соответствующие какому-то правилу и как нарушающие это правило. Пандемия COVID-19 заставила обратить внимание на серую зону, поскольку значительная часть ответов на вводимые антиковидные меры заключается в неполном следовании новым правилам, типичным примером чего является опущенная маска, закрывающая только рот, но не нос. В статье утверждается, что действия в серой зоне, если рассматривать их как публичную деятельность, имеют специфическую пространственную и временную социальную организацию: они должны быть гибкими и ориентированными на возможность их завершения в случае необходимости. В то же время они производятся для того, чтобы быть наблюдаемо объяснимыми в качестве действий, соответствующих правилу, чтобы предотвратить приписывание актору нарушение правила. В статье также описываются некоторые свойства ситуаций, в которых действия в серой зоне вызывают напряжение, заставляя актора и других участников инициировать спор или конфликт. Основная идея статьи заключается в том, что совершение действий, относящихся к серой зоне следования правилам, не свидетельствует о несоблюдении актором правила. Лучше описывать действия в серой зоне как ориентированные на правила, а не как следующие или не следующие правилам. Это значит, что социологам следует отказаться от дихотомической логики при анализе следования правилам и уделять больше внимания практикам осмысления и упорядочивания правил, осуществляемым самими участниками. |
|
29–42
|
Беспрецедентные меры карантинного регулирования заставили философов и юристов всего мира говорить о хрупкости демократических свобод и возвращении чрезвычайного положения как политической реальности, описанной в трудах теоретиков XX века. Однако введенные ограничения рассматриваются в этих работах либо в связи с правовым механизмом их введения, либо через призму политической философии. Кроме того, российский опыт не получил достаточного освещения в публикациях. В данной статье предпринята попытка синтеза правового анализа с политико-правовой философией с целью показать, что расширение правового порядка всегда заложено в его логике. В первой части статьи на примере материально-правовой практики показывается, как то, о чем говорилось на уровне философской рефлексии и применительно к зарубежным правовым порядкам, было реализовано в России. Во второй половине текста обращается внимание на логику протеста, которая совпадает с логикой как полиции, так и государства. Поскольку права, на которые обращают внимание протестующие, имеют своим источником именно существующий правовой порядок, то и действия правоохранительных органов, и действия протестующих направлены на его защиту. Опасность такой ситуации заключается в том, что нормативная система в будущем может потенциально заменить социальную реальность. |
|
43–65
|
Цель данной статьи — проанализировать изменения, которые произошли в жизни социальных исследователей в первые месяцы пандемии 2020 года, когда и работа, и повседневность, и академическая рутина стали проблематизироваться и преображаться. Статья опирается на данные дневников, в которых исследователи с академическим опытом в социальных и гуманитарных науках фиксировали свою повседневную жизнь и рефлексировали по поводу ее изменений. Нас интересует, почему «академики» — относительно привилегированная группа, которая имела возможность безопасной удаленной работы и выполнения своих профессиональных обязательств во время периода самоизоляции, — испытывали фрустрацию и сильные моральные эмоции, связанные с работой. Мы показываем, что основные координаты — пространство и время, — утратили привычную структуру, препятствуя продуктивности и угрожая «правильному», дисциплинированному и продуктивному академическому «селфу». В дневниковых нарративах участники проекта описывают эмоциональные реакции на эту ситуацию, в том числе негативные чувства тревоги и вины за снижение продуктивности. «Новая» академическая реальность характеризовалась соединением (прежде разделенных) задач в одних и тех же временных и пространственных координатах и, как следствие, ощущением постоянной перегруженности. Одновременно с этим, академические сотрудники лишились рутинных форм профессиональной коммуникации и нетворкинга на повседневной основе. Данные показывают, что академические сотрудники ориентированы на самодисциплинирование и продуктивность, и их профессиональный «селф» производится через нормативное оценивание, самооценивание и сопоставление с референтными группами. Когда правила изменчивы, нестабильны или постоянно нарушаются, то это становится угрозой для «селф». Моральные эмоции служат маркером данного процесса до тех пор, пока «новый» социальный порядок не становится обжитым и рутинизированным. |
|
66–85
|
Основной вопрос исследования: характерна ли логика теории «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман), описывающая механизмы воздействия традиционных СМИ на общественное мнение, для динамики обсуждений вопросов в виртуальных социальных сетях. В качестве актуальной темы взята пандемия COVID-19. На первом этапе полевого исследования был осуществлен вторичный анализ результатов четырех массовых социологических опросов, проведенных в Армении в период активной стадии пандемии. На втором этапе, в период с 1 июля — по 30 августа 2020 года (самые высокие показатели пандемии в Армении) был проведен анкетный опрос на базе Google Forms среди армянских пользователей социальной сети Facebook как наиболее распространенной в стране. Было выявлено, что, будучи осведомлено об официальных ограничениях общественного поведения в условиях пандемии и зная о соответствующих санкциях за их нарушение, большинство опрошенных предпочитает публично с ними соглашаться, однако фактически им не следует, что создает диссонанс между массовой коммуникацией о COVID-19 и социальным (фактически — антисоциальным) поведением, затрудняя борьбу с пандемией. Установлена зависимость между отношением пользователей к публикуемому в социальной сети мнению «друзей» и посторонних, и предпочтением открытого выражения своего отношения, в частности, комментированием чужих постов. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения пользователей в Facebook, выражается в нежелании рисковать своей репутацией и подвергать свое мнение открытой и массовой критике: воспринимая сложившуюся коммуникативную ситуацию как опасную, пользователи социальных сетей предпочитают либо соглашаться с мнением других, либо вообще не выражать свое мнение. Результаты данного исследования могут быть полезными как для дальнейшего развития теории социальных коммуникаций и ее применения в новых условиях, так и для изучения и понимания коммуникативного поведение в виртуальных социальных сетях. |
|
86–110
|
Домашнее насилие стало глобальной социальной проблемой во время вспышки пандемии COVID-19, особенно в период изоляции. Насилие стало проблемой и для некоторых иранских семей. В статье представлены данные, полученные в ходе полуструктурированных интервью, и сделаны некоторые (пока предварительные) выводы о характере изменений в режиме отношений традиционной иранской семьи, включая усиление домашнего насилия и преобладание насилия ментального/эмоционального, а также изменения в восприятии своего «дома» в новых условиях изоляции и насилия. Все многообразие видов насилия отчасти уже хорошо классифицировано, например, символическое, физическое и экономическое. Другие проявления домашнего насилия, такие как унижение и вербальное насилие, усиление ограничений (или даже запрет) на отношения женщины с друзьями и знакомыми, насилие мужа над детьми, споры о соблюдении санитарных норм во время изоляции, усиление религиозных конфликтов в период домашнего карантина и др., требуют более пристального изучения и интерпретации. Как теоретико-ориентированное исследование, эта работа показывает взаимосвязь различных видов насилия между собой, в том числе, специфичных для периода пандемии — самонасилия и самоизоляции, — их трансформации в эмоциональное насилие, которое обусловливает модификацию «дома» в гетеротопичное (амбивалентное) пространство — не только «свое» пространство, «убежище», но и опасное место, враждебная среда. |
|
111–137
|
В статье рассматриваются вопросы социальной категоризации и восприятия социального разнообразия пассажиров московского метро. Базируясь на теории Э. Гоффмана, я предполагаю, что взаимодействие между пассажирами основано на категоризации — соотношении людьми внешнего вида и поведения друг друга с культурными ожиданиями. Категоризация позволяет сделать участников взаимодействия идентифицируемыми и понятными. В 2020 году маски и перчатки, социальное дистанцирование изменили процесс категоризации, напрямую затронув персональный фасад горожан и ситуационные приличия. Используя теоретические ресурсы Э. Гоффмана, Х. Сакса и современных городских исследователей, я сравниваю, как пассажиры московского метро узнавали и идентифицировали друг друга до пандемии коронавируса и во время режима самоизоляции, который был введен городскими властями весной 2020 года. Исследование строится вокруг трех основных типов Других, которые были разработаны как абдуктивные понятия: неспецифические, специфические и стигматизированные Другие. Я анализирую, как эти типы производятся ситуативно и в какой степени меняются, когда локализованный интеракционный порядок значительно трансформируется. С одной стороны, исследование направлено на подробное документирование уникальной социально-исторической ситуации, сложившейся на ранней стадии пандемии. С другой стороны, я использую ее как «естественный» эксперимент по нарушению фоновых ожиданий, который помогает выявить основные элементы временной и локальной специфики социального порядка. |
Рецензии
|
144–155
|
Рецензия на: Margaret Heffernan. Uncharted: How Uncertainty Can Power Change (London: Simon & Schuster, 2021). |
|
156–160
|
Рецензия на: Fay Niker, Aveek Bhattacharya (eds.). Political Philosophy in a Pandemic: Routes to a More Just Future (London: Bloomsbury Academic, 2021). |
|