|
Переводы
|
4–16
|
Взаимосвязь естественнонаучного прогресса, прогресса технологического с изменениями в социальной организации – главный вопрос этой статьи. Парк полагает, что наряду и с позитивными, и с негативными социальными последствиями научного и технического прогресса, наибольший интерес представляет способ, каким этот прогресс способствует «стягиванию» сети взаимозависимостей, называемой обществом. Общество представлено структурированным на экологический, экономический, политический и культурный порядки. Социальное изменение, обусловленное техническим прогрессом, рассматривается автором в каждом из этих порядков общества. Коммуникация и конкуренция – два фундаментальных процесса, обеспечивающих социальное изменение при сохранении и циклическом функционировании социального порядка. Второстепенность научных достижений в жизни общества по сравнению с культурными/религиозными верованиями и обычаями. |
|
17–37
|
Джеффри Александер известен отечественному читателю, прежде всего, как автор знаменитого четырехтомника о теоретической логике в социологии и представитель неофункционалистской традиции. Однако, начиная со второй половины 1980-х годов, его исследовательский интерес претерпевает существенные изменения, фокусируясь на перспективах развития социологической исследовательской программы, чувствительной к смыслу и отталкивающейся от тезиса автономии культуры. Итогом этих усилий становится так называемая «сильная программа культурсоциологии» (the strong program in cultural sociology). Настоящая работа репрезентирует важный предварительный этап этого пути, на котором Джеффри Александер производит масштабную кодификацию философских и социологических концепций и вырабатывает аналитические средства для демаркации релевантных для культурсоциологии теоретических ресурсов. |
|
38–40
|
В заметке анализируются различные традиции мышления - Хайдеггер, Беньямин, Фуко, Аристотель, опираясь на которые итальянский философ Дж. Агамбен строит свой анализ механизмов до-субъектной власти в современном мире западного образца. Показывается, каким образом, вводя в философский анализ такие неклассические понятия как «праздность», «аура», «цезура» Агамбену удается обнаружить стратегию профанации в отношении мира, который, казалось бы, наоборот утратил какую бы то ни было сакральность, и превратился в нагую жизнь. И, если концлагерь и является парадигмой современности, то сама модель этой власти основана ни на чем ином как на присвоении сакрального. Его возвращение в мир и есть акт профанации самого мира. |
|
41–46
|
Данный текст является докладом, прочитанным итальянским философом Джорджио Агамбеном на московской биеннале современного искусства в апреле 2007 года, в котором представлены центральное идеи его книги «Слава», о связи праздности или без-деятельности с механизмами власти – с одной стороны, и с центральными этическими понятиями – с другой. Отталкиваясь от хайдеггеровского размышления о бытии, равно как и от анализа дискурса власти М.Фуко, Агамбен демонстрирует, как в традиции Запада происходит присвоение неприсваемого – праздности и каким образом искусство связано с высвобождением присвоенной властью тайны мира - его абсолютной бесполезностью. Ибо в этом плане власть и оказывается ничем иным как тайной изначального присвоения. |
Обзоры
|
47–54
|
"Новая философия" во Франции - это общественное и социально-философское явление 1970-х гг., отличительными чертами которого были активная общественно-политическая деятельность и стремление её представителей к созданию собственной оригинальной жизнеспособной философской концепции и идеологии. "Социальная онтология", созданная "новыми философами" Б.-А. Леви, А. Глюксманом, М. Клавелем и др., стала одним из важных этапов в становлении современной философии власти. В ней власть как важнейшая политическая категория превращается в общемировоззренческое понятие и рассматривается "новыми" в качестве некого метафизического начала. В данной статье раскрываются и анализируются с точки зрения теоретических источников и возможных практических последствий основные тезисы данной концепции. |
Рецензии
|
55–63
|
В рецензии на один из наиболее фундаментальных трудов Поля Рикера – книгу «Время и рассказ» – представлены перспективы и ограничения использования концепта нарратива в социологических исследованиях опыта и научного знания. Автор рецензии показывает логику рассуждений Рикера относительно встроенности человеческого опыта в нарратив и проблемы взаимоотношений нарратива со временем. Внимание фокусируется на конститутивных для концепции нарратива понятиях: «конфигурация», «эпизодическая и универсальная связи событий». Отдельно выдвигается тезис Рикера, согласно которому знание исторических и социальных наук согласуется с опытом посредством повествования. В качестве аргументации своей теоретической позиции П. Рикер предлагает своеобразную интерпретацию методологической программы М. Вебера. На примере каузального анализа рассматривается применение нарративного построения в научном объяснении. |
|
64–70
|
В рецензии излагаются и критически анализируются основные положения книги Вернера Гепхарта "Право как культура". Книга рассматривается как программный документ нового направления в культур-социологии, со всеми его достоинствами и недостатками. |
|
71–74
|
В данной статье рецензируется последняя работа С.А. Кравченко «Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход». Рецензент очень продуманно начинает свое описание с отделения концепта «играизации» от классического концепта «игры»: действительно, без подобного разграничения понятий было бы сложно показать новизну книги С.А. Кравченко. В рецензии подробно проанализированы достоинства и недостатки книги. К недостаткам справедливо отнесен тот факт, что Кравченко недостаточно ясно обосновывает выделение играизации в качестве решающего фактора современной социокультурной динамики. Главным достоинством названо редкое для современных концепций сочетание оригинальности, «не-вторичности» предлагаемого социологического подхода со встроенностью в теоретический контекст. Довольно подробный анализ «укорененности» играизационного подхода в социологической мысли 20 века (от Сорокина до Ритцера) занимает значительное место в рецензии. |
Статьи и эссе
|
75–87
|
Категории «Другой» и «Чужой» рассматриваются как последовательные абстракции элементарного понятия социального: «другой» как абстракция логического порядка (в феноменологической философии и в прагматизме) и «чужой» как производная от первой абстракция социального порядка (в феноменологической и пространственно-функционалистской социологии). |
In memoriam
|
88–90
|
Некролог посвящен жизненному и творческому пути выдающего российского социолога Юрия Николаевича Давыдова. |
|
91–103
|
В интервью с Ю.Н.Давыдовым подробно рассказывается о пути в науку, о книгах и людях, повлиявших на становление мировоззрения, о перипетиях взаимоотношений с властями и коллегами, об атмосфере, царившей в общественных науках в 50-60 годы, о том, что скрывалось за «критикой буржуазной философии и социологии» и более широко, о рецепции западных идей советской социологией, о дискуссиях и конфликтах в научной среде той эпохи. |
|