Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Андрей Адельфинский   1
  • 1 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, Москва, Российская Федерация 105005

Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике

2020, т. 19, № 4, с. 108–136 [содержание номера]
В 1940–1960-х гг. СССР совершил «идеологический» поворот от левой спортивной политики к борьбе за олимпийские достижения. Как это коренное изменение повлияло на социальный порядок советского спорта и его представление в искусстве? В работе представлен систематический обзор советских спортивных игровых фильмов. Изучая репрезентации физической культуры и спорта, мы соотносили взгляд искусства и социальный контекст. Сосредоточившись на 1950–1980-х годах, мы нашли три разных презентации. № 1: Создавая героя (элитные спортсмены) — художественные фильмы о спорте, в которых строится миф о герое. Прославляя элитный спорт, российские фильмы 2010-х гг. фактически лишь продолжают старую традицию. № 2: Смеясь над паяцем (атлеты-любители) — художественные фильмы на общие темы, в которых упоминаются рекреационные занятия спортом (т.е. фитнес, неэлитный спорт). Удивительно, но этот спорт представлен в комическом смысле (исключая альпинизм и туризм). № 3: Реалии спорта — это наименьшая подборка фильмов, где искусство отражало реальную ситуацию в советской спортивной индустрии. Критикуется практика лжелюбительства, глубоко укоренившаяся в СССР; экс-чемпионы представлены как антигерои, неспособные вписаться в реальную жизнь, и т.п. Мы полагаем, что с 1970-х гг. спортивное кино уже не работало на пропаганду массового спорта. При этом элитный спорт (сам по себе как ветвь искусства), его репрезентации в официальном искусстве и медиа — совместно сконструировали великий «евангелический» миф о себе, который стал частью общественного сознания. Однако этот миф не имел ничего общего с преобразованной реальностью. Представление элитного спорта было лишь инструментом пропаганды и создавало вымышленный социальный мир. Иррациональность существующего общественного строя критически отразилась только в жанре комедии.
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss