@ARTICLE{27043461_430490027_2020, author = {А. Адельфинский}, keywords = {, спортивная политика, спорт в искусстве, советское кино, социальный заказ, советский спорт, спортивная пирамида, спорт высших достиженийспорт для всех}, title = {Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2020}, volume = {19}, number = {4}, pages = {108-136}, url = {https://sociologica.hse.ru/2020-19-4/430490027.html}, publisher = {}, abstract = {В 1940-1960-х гг. СССР совершил «идеологический» поворот от левой спортивной политики к борьбе за олимпийские достижения. Как это коренное изменение повлияло на социальный порядок советского спорта и его представление в искусстве? В работе представлен систематический обзор советских спортивных игровых фильмов. Изучая репрезентации физической культуры и спорта, мы соотносили взгляд искусства и социальный контекст. Сосредоточившись на 1950-1980-х годах, мы нашли три разных презентации. № 1: Создавая героя (элитные спортсмены) — художественные фильмы о спорте, в которых строится миф о герое. Прославляя элитный спорт, российские фильмы 2010-х гг. фактически лишь продолжают старую традицию. № 2: Смеясь над паяцем (атлеты-любители) — художественные фильмы на общие темы, в которых упоминаются рекреационные занятия спортом (т.е. фитнес, неэлитный спорт). Удивительно, но этот спорт представлен в комическом смысле (исключая альпинизм и туризм). № 3: Реалии спорта — это наименьшая подборка фильмов, где искусство отражало реальную ситуацию в советской спортивной индустрии. Критикуется практика лжелюбительства, глубоко укоренившаяся в СССР; экс-чемпионы представлены как антигерои, неспособные вписаться в реальную жизнь, и т.п. Мы полагаем, что с 1970-х гг. спортивное кино уже не работало на пропаганду массового спорта. При этом элитный спорт (сам по себе как ветвь искусства), его репрезентации в официальном искусстве и медиа — совместно сконструировали великий «евангелический» миф о себе, который стал частью общественного сознания. Однако этот миф не имел ничего общего с преобразованной реальностью. Представление элитного спорта было лишь инструментом пропаганды и создавало вымышленный социальный мир. Иррациональность существующего общественного строя критически отразилась только в жанре комедии.}, annote = {В 1940-1960-х гг. СССР совершил «идеологический» поворот от левой спортивной политики к борьбе за олимпийские достижения. Как это коренное изменение повлияло на социальный порядок советского спорта и его представление в искусстве? В работе представлен систематический обзор советских спортивных игровых фильмов. Изучая репрезентации физической культуры и спорта, мы соотносили взгляд искусства и социальный контекст. Сосредоточившись на 1950-1980-х годах, мы нашли три разных презентации. № 1: Создавая героя (элитные спортсмены) — художественные фильмы о спорте, в которых строится миф о герое. Прославляя элитный спорт, российские фильмы 2010-х гг. фактически лишь продолжают старую традицию. № 2: Смеясь над паяцем (атлеты-любители) — художественные фильмы на общие темы, в которых упоминаются рекреационные занятия спортом (т.е. фитнес, неэлитный спорт). Удивительно, но этот спорт представлен в комическом смысле (исключая альпинизм и туризм). № 3: Реалии спорта — это наименьшая подборка фильмов, где искусство отражало реальную ситуацию в советской спортивной индустрии. Критикуется практика лжелюбительства, глубоко укоренившаяся в СССР; экс-чемпионы представлены как антигерои, неспособные вписаться в реальную жизнь, и т.п. Мы полагаем, что с 1970-х гг. спортивное кино уже не работало на пропаганду массового спорта. При этом элитный спорт (сам по себе как ветвь искусства), его репрезентации в официальном искусстве и медиа — совместно сконструировали великий «евангелический» миф о себе, который стал частью общественного сознания. Однако этот миф не имел ничего общего с преобразованной реальностью. Представление элитного спорта было лишь инструментом пропаганды и создавало вымышленный социальный мир. Иррациональность существующего общественного строя критически отразилась только в жанре комедии.} }