Ян Вана 1
Художественная литература и социальное знание: на пути к «сильной программе» в социологии литературы
2020,
т. 19,
№ 4,
с. 14–35
[содержание номера]
Следуя «сильной программе» социологии культуры, я предлагаю сильную программу социологии литературы, которая рассматривает литературные произведения как культурные объекты, обладающие относительной автономией, и «независимые переменные». Чтобы обрисовать эпистемологические основы новой исследовательской программы, я сравниваю, как возникает социальное знание через социологический текст и текст художественной литературы. Основываясь на книге Айзека Рида «Интерпретация и социальное знание», я обсуждаю представление социальной реальности в интерпретативных исследованиях. Для обоснования литературной автономии, я обрисовываю некоторые аспекты, общие для социальной теории и художественной литературы. Меня в основном интересует, как социальная теория и художественная литература передают своим читателям социальные знания через эстетический опыт. Я выделяю две основные категории социального знания, опосредованного литературой: экзистенциальное понимание и Zeitgeist (дух времени). Обсуждая социологическую трактовку нескольких романов, я смотрю на то, как эти две категории переплетаются и, в сочетании друг с другом, создают красочное, чувствительное, но также надежное и глубокое социальное знание, которое объединяет эстетические, экзистенциальные и недискурсивные аспекты социального опыта вместе с «большой картиной» обществ целиком. Я утверждаю, что только преодолев предполагаемую в социологии неполноценность литературы она может полностью реализовать свой потенциал в понимании смыслов социальной жизни.
Ключевые слова:
социология литературы;
культурсоциология;
социальное знание;
социальная теория;
теоретизирование;
эстетический опыт;
художественная литература