@ARTICLE{27043461_430489007_2020, author = {Я. Вана}, keywords = {, социология литературы, культурсоциология, социальное знание, социальная теория, теоретизирование, эстетический опытхудожественная литература}, title = {Художественная литература и социальное знание: на пути к «сильной программе» в социологии литературы}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2020}, volume = {19}, number = {4}, pages = {14-35}, url = {https://sociologica.hse.ru/2020-19-4/430489007.html}, publisher = {}, abstract = {Следуя «сильной программе» социологии культуры, я предлагаю сильную программу социологии литературы, которая рассматривает литературные произведения как культурные объекты, обладающие относительной автономией, и «независимые переменные». Чтобы обрисовать эпистемологические основы новой исследовательской программы, я сравниваю, как возникает социальное знание через социологический текст и текст художественной литературы. Основываясь на книге Айзека Рида «Интерпретация и социальное знание», я обсуждаю представление социальной реальности в интерпретативных исследованиях. Для обоснования литературной автономии, я обрисовываю некоторые аспекты, общие для социальной теории и художественной литературы. Меня в основном интересует, как социальная теория и художественная литература передают своим читателям социальные знания через эстетический опыт. Я выделяю две основные категории социального знания, опосредованного литературой: экзистенциальное понимание и Zeitgeist (дух времени). Обсуждая социологическую трактовку нескольких романов, я смотрю на то, как эти две категории переплетаются и, в сочетании друг с другом, создают красочное, чувствительное, но также надежное и глубокое социальное знание, которое объединяет эстетические, экзистенциальные и недискурсивные аспекты социального опыта вместе с «большой картиной» обществ целиком. Я утверждаю, что только преодолев предполагаемую в социологии неполноценность литературы она может полностью реализовать свой потенциал в понимании смыслов социальной жизни.}, annote = {Следуя «сильной программе» социологии культуры, я предлагаю сильную программу социологии литературы, которая рассматривает литературные произведения как культурные объекты, обладающие относительной автономией, и «независимые переменные». Чтобы обрисовать эпистемологические основы новой исследовательской программы, я сравниваю, как возникает социальное знание через социологический текст и текст художественной литературы. Основываясь на книге Айзека Рида «Интерпретация и социальное знание», я обсуждаю представление социальной реальности в интерпретативных исследованиях. Для обоснования литературной автономии, я обрисовываю некоторые аспекты, общие для социальной теории и художественной литературы. Меня в основном интересует, как социальная теория и художественная литература передают своим читателям социальные знания через эстетический опыт. Я выделяю две основные категории социального знания, опосредованного литературой: экзистенциальное понимание и Zeitgeist (дух времени). Обсуждая социологическую трактовку нескольких романов, я смотрю на то, как эти две категории переплетаются и, в сочетании друг с другом, создают красочное, чувствительное, но также надежное и глубокое социальное знание, которое объединяет эстетические, экзистенциальные и недискурсивные аспекты социального опыта вместе с «большой картиной» обществ целиком. Я утверждаю, что только преодолев предполагаемую в социологии неполноценность литературы она может полностью реализовать свой потенциал в понимании смыслов социальной жизни.} }