TY - JOUR TI - Спонтанный порядок и реляционная социология: от Шотландского Просвещения к человеческим фигурациям T2 - Социологическое обозрение IS - Социологическое обозрение KW - спонтанный порядок KW - Шотландское Просвещение KW - Норберт Элиас KW - человеческие фигурации KW - национальный габитус KW - реляционная социология AB - В долгосрочной перспективе и на макроуровне взаимозависимость людей распространяется сегодня на весь мир. Однако всемирные эмерджентные процессы интеграции и дифференциации принято сводить к таким статичным понятиям как «правительность», «глобализация», «космополитизм», «мобильности» и «сети», что не позволяет увидеть обыденные процессы, поддерживающие институты, в частности, национальное государство. В этой статье утверждается, что патологический реализм неолиберальной идеологии сегодня можно лучше понять, если обратиться к историческим предшественникам так называемого «реляционного поворота» в современной социологии. Более ранняя реляционная социология Шотландского Просвещения, представленная Адамом Фергюсоном (1767), Адамом Смитом (1776) и Дэвидом Юмом (1739), развивает идеи спонтанного порядка, оперируя такими понятиями, как «невидимая рука» и «непреднамеренные последствия». Это происходит в Шотландии, экономически малоразвитой периферии Европы, вступившей в эпоху резких изменений. Шотландские традиции осмысления спонтанного порядка сравниваются с концепцией фигураций Норберта Элиаса. Последний понимал фигурации как незапланированные, но упорядоченные процессы все более сложных и менее ясных социальных взаимозависимостей и функциональной демократизации. Эти процессы, как кажется, достигли определенных пределов. Человечество попало в ловушку непреодолимого противоречия между глобальным развитием наращивающих военную мощь и угрожающих друг другу государств и широко распространенной верой элит в спонтанную эффективность и самонастраивающиеся механизмы глобального «волшебного рынка». AU - А. Ло UR - https://sociologica.hse.ru/2017-16-4/213457581.html PY - 2017 SP - 14-36 VL - 16