|
Статьи и эссе
|
6–18
|
Теория социальных событий является новой попыткой создания общей социологической теории. Однако она должна быть обоснована лучше, чем это удавалось сделать до сих пор. Такое обоснование возможно, если принять во внимание, как фактически работают с понятием события в социологии представители разных школ. |
|
19–33
|
Пространство современного мегаполиса рассматривается в статье с точки зрения инвайронментальной перспективы — как консистентная, активная и развивающаяся в соответствии со своей внутренней логикой среда, способная воздействовать на человеческое действие и упорядочивать его. Креативность среды рассмотрена в контексте аккумулируемых в городском пространстве эффектов контрфинальности и гетеротопии. |
|
34–53
|
В статье предпринимается попытка найти точки соприкосновения новой социологической парадигмы мобильности с социологической теорией денег с целью разработки удовлетворительной модели объяснения кризисных явлений пространственного формирования сетей и потоков. Утверждается, что парадигма мобильности, пользуясь только своими внутренними ресурсами анализа, испытывает затруднения в объяснении колебаний и нарушений ритмов мобильности. Для решения этой проблемы привлекается социологическая теория денег, проливающая дополнительный свет на мотивационные факторы пространственной мобильности современных обществ. |
Cultural Sociology
|
56–74
|
В работе представлен очерк дюркгеймианской культурсоциологии тела как особой исследовательской перспективы анализа телесности. Бурное развитие, которое переживают социологические, философские и междисциплинарные исследования телесности в последние четверть века, во многом обусловлено тем, что тело, по не вполне проясненным причинам, становится ареной событий особой значимости, свидетельствующих о тех изменениях, которые в наибольшей степени характеризуют специфику современности. Проблемы биоэтики, качественные изменения стиля жизни и широкое распространение радикально новых форм заботы о теле, новые смыслы спорта, трансформации в сфере сексуальности и специфические виды насилия — эти и другие события и тенденции формируют особые «анклавы» телесности и масштабные сдвиги в представлении о естественном в сфере тела. Мы исходим из предположения, что фундаментальной причиной повышения роли телесности в процессах изменения социальной жизни является то, что тело в современности остается наиболее стабильным, устойчивым и общезначимым локусом фрагментирующегося и принимающего все более изменчивые формы сакрального. Если это предположение верно, культурсоциология, опирающаяся на дюркгеймианскую теорию сакрального, обладает определенным эпистемическим приоритетом в сфере исследований телесности, который может быть реализован в дальнейших исследованиях. В этом смысле данная работа выступает в качестве «сигнальной» статьи, обозначающей поле для дальнейших рассуждений и приглашающей к исследованию. В работе очерчены предварительные контуры, располагающие культурсоциологию тела в пространстве современной социологической теории, предложены некоторые перспективные направления исследований, постановки проблем и гипотезы. |
|
75–78
|
В критическом эссе, посвященном концепции культурной прагматики Дж. Александера, Питер Сноу анализирует культурсоциологический смысл понятия «перформанс». Согласно Сноу, понятию перформанса, заимствованному из междисциплинарных исследований, в культурсоциологии недостает двух ключевых характеристик — воображения и креативности. Перформансы, понимаемые как социальные события, за счет ресурсов воображения создают альтернативные картины переустройства мира. В этом смысле можно предположить, что общество состоит из перформансов, которые, в свою очередь, делают его возможным. Таким образом, Сноу пытается поместить культурсоциологическую теорию событий как перформансов в фундаментальную проблематику о возможности общества. |
|
79–82
|
Марта Херреро использует теорию ритуалов взаимодействия Р. Коллинза для исследования аукционов искусства. На примере «ирландских торгов» в Лондоне автор показывает, как существующая групповая принадлежность влияет на возникновение коллективных эмоций в ходе ритуала аукциона, создание символических объектов, репрезентирующих группу, и на общую успешность аукциона. |
Фрейм-анализ в социальных науках
|
83–86
|
* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
|
|
87–113
|
Исследование Дворы Яноу и Мерлина ван Хульста посвящено использованию фрейм-аналитического языка описаний в современных исследованиях политики (policy analysis). Прослеживая генеалогию теории фреймов от работ Грегори Бейтсона до исследований политологов Дональда Шёна и Мартина Райна, авторы указывают на принципиальные различия между фрейм-аналитической оптикой в изучении принятия политических решений и в анализе общественных движений (Д. Сноу, Р. Бенфорд). Яноу и ван Хульст развивают один из возможных подходов к пониманию процессов фреймирования — подход, который сами они называют «динамическим», иллюстрируя его применимость на примере выборов мэра Утрехта. В работе предложена оригинальная трактовка фреймирования как процесса, включающего в себя элементы селективного отбора, именования и категоризации, особое внимание уделено связи фреймирования и повествования (storytelling). * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
|
|
114–136
|
Статья представляет собой фрейм-аналитическое обобщение серии наблюдений, сделанных автором на избирательных участках в Албании, Хорватии, Боснии и Герцеговине (2005–2007). В ней рассматривается механика трансформации электоральной активности: превращение голосования в «священнодействие», «карнавал» и «фальсификацию». При помощи нескольких теоретических аргументов и иллюстраций автор пытается показать, как исследование структур взаимодействия лицом-к-лицу позволит переосмыслить модели объяснения электорального поведения, принятые в современных политических исследованиях. * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
|
Schmittiana
|
137–140
|
В рубрике «Schmittiana»продолжается публикация «Глоссария», посмертно изданных дневников Карла Шмитта. В записях конца августа—начала сентября 1947 г. речь идет о переосмыслении понятий «война» и «международное право» в связи с новыми событиями в политике и развитием военной техники. Шмитт кратко касается важных тем политической теологии: понятия «чудо» и (опосредованно, через отсылку к Р. Зоому) понятия «харизма». |
Этнометодология и конверс-анализ
|
164–175
|
Обзор посвящен одной из современных тенденций в области конверсационного анализа — изучению мультимодального взаимодействия. В основе обзора — материалы международной конференции по конверсационному анализу (ICCA-10), посвященной мультимодальному взаимодействию. Автор повествует об темах, затронутых в ходе обсуждений на секциях, а также об основных направлениях исследований в области изучения мультимодального взаимодействия. |
Études ricoeuriennes
|
178–196
|
Статья посвящена сопоставлению двух форм взаимодействия человека с понятием священного — манифестации (проявления священного в окружающих человека событиях, предметах и т.д.) и прокламации (сообщения о священном посредством текстов). По мнению автора, в наибольшей степени прокламация характерна для современных монотеистических религий, опирающихся на теологию Ветхого Завета. В частности, ярким примером прокламации может служить учение Иисуса Христа, как оно представлено в синоптических Евангелиях. По мнению П. Рикёра, упадок священного, наблюдаемый в современной западной цивилизации, связан с неоправданной абсолютизацией достижений науки и техники и должен быть преодолен в ходе дальнейшего развития общества. |
|
197–222
|
Анализируя и сопоставляя различные теории, предлагавшиеся в XX веке для объяснения явленного сакрального (Рикёр, Отто, Хайдеггер, Гумбрехт, Годелье, Фрейд, Жижек, Кайуа), автор выявляет оппозицию двух подходов: признания чистой феноменальности и иррациональности нуминозного (которое, как считается, можно только описывать) и попыток рационализировать его, сведя к комбинаторным семантическим процессам. Современное научное отношение к явленному сакральному колеблется между синтетическим созерцанием и аналитической деконструкцией. |
Рецензии
|
223–228
|
Известный отечественный урбанист Елена Трубина опубликовала книгу, посвященную разбору наиболее важных теорий города. От классической теории Зиммеля к новейшим глобализационным теориям, от экологического к экономическому подходу — автор представила исследования города во всем их разнообразии. |
Размышления над книгой
|
229–239
|
В статье, на основе книги Эрика Ливингстона «Этнографии мышления», рассматривается проблема дескриптивного анализа. Дескриптивный анализ понимается как такой способ описания феноменов социального порядка, который предполагает постоянное сопоставление предлагаемого описания с реальными практиками в актуальных ситуациях деятельности. Это означает, что социологическое описание должно быть инструктивным по своему характеру, т. е. обучать читателя анализу производства обыденности и наблюдаемости социальных практик. Такой взгляд позволяет делать предметом социологического анализа даже такие непривычные для социологического взгляда вещи, как игра в шашки или оригами. |
Ретроспектива
|
240–249
|
Выход юбилейного номера «Социологического обозрения» по времени почти совпадает с годовщиной ухода из жизни нашего друга и члена редакционной коллегии, замечательного ученого Андрея Владимировича Полетаева. Из-за специфики издательского цикла мы подзадержались, не откликнулись вместе со всеми, но уже год назад решили, что сложившаяся у нас традиция — отдавать дань памяти коллегам не только и не столько некрологами, сколько большими материалами об их жизни и творчестве, — будет продолжена и в этот раз. Мы признательны Ирине Максимовне Савельевой, составлявшей с Андреем Владимировичем уникальный творческий союз ученых-исследователей и организаторов науки. Ее рассказ позволяет еще раз и во многом по-новому оценить роль Полетаева в тех изменениях, которые претерпело за последние десятилетия социальное познание в нашей стране. Важные дела Полетаева — основной сюжет этого повествования. Говорить о нем — значит говорить о его деле. Но для нас, знавших и любивших его, это еще один повод вспомнить самого Андрея, его голос, его энергетику, его дружескую надежность, которой, казалось, не может быть преград и пределов. |
|