|
Переводы
|
3–5
|
В небольшой заметке переводчик представляет перевод и коротко обсуждает теоретические проблемы подхода Рихарда Мюнха. |
|
6–26
|
Перевод небольшой главы из третьего тома трехтомного издания Рихарда Мюнха «Социологическая теория» представляет собой краткую экспозицию обновленной версии неофункционалистского подхода. Мы посчитали, что эта версия может заслужить внимание читателей, заинтересованных в поиске концептуальных средств понимания причин и механизмов трансформации современных обществ, и это обстоятельство стало основным поводом для перевода. В тексте рассматриваются политика как общественный процесс и теория социального изменения. |
|
27–52
|
Во втором параграфе своего очерка, посвященного теории рационализации Макса Вебера (см. начало в предыдущем номере), Хабермас показывает, что фоном для веберовской теории рационализации выступает неокантианская философия ценностей, имплицитно опираясь на которую Вебер анализирует процесс религиозно-метафизического расколдовывания картин мира как результат дифференциации культурных ценностных сфер. Именно данная теоретическая перспектива позволяет Веберу осуществлять свой анализ одновременно на двух уровнях – с одной стороны, с точки зрения универсально-исторического возникновения современных структур сознания, с другой стороны, с точки зрения воплощения этих структур рациональности в общественных институтах. Хабермас подвергает систематической реконструкции установленные Вебером комплексные взаимосвязи между этими двумя уровнями, подчеркивая, что лишь с учетом конститутивного значения философского понятия «воплощения ценностей» может быть адекватно схвачена логика веберовского историко-эмпирического анализа процесса расколдовывания религиозных картин мира. При этом Хабермас выявляет два основных ограничения, присущих данному анализу. Во-первых, рассмотрение рационализации картин мира лишь в этическом аспекте (с точки зрения формирования современных представлений о праве и морали), без учета трансформации когнитивных и экспрессивных составляющих (то есть изменений в сфере современной науки и искусства). Во-вторых, реконструкция истории формирования представлений о праве и морали не с точки зрения структур религиозных этик вообще, а исходя из возникновения вполне конкретной исторической формы – капиталистической хозяйственной этики. |
|
53–65
|
В статье рассматривается специфический прием, часто используемый в социологической практике, — методологическая ирония. Суть этого приема заключается в том, что социолог подменяет обыденный мир актора миром объективных возможностей, которые доступны только социологическому изучению. В итоге с помощью этого приема социологи получают специфический образ социальной реальности, соответствующий их методологическим предпочтениям. Авторы выделяют четыре варианта методологической иронии: трансформацию системы координат, обогащение повседневного, расшифровку смысла, моральную инверсию. |
Schmittiana
|
66–74
|
Статья представляет собой фрагмент послесловия к выходящей в издательстве «Праксис» книге Карла Шмитта «Политический романтизм». Эта работа – первое сочинение Шмитта, привлекшее широкий интерес читающей публики, в нем содержатся многие идеи, развитию которых он посвятил всю свою научную жизнь. Однако «Политический романтизм» невозможно понять вне контекста – как контекста эпохи, так и контекста интеллектуальной и политической биографии Шмитта. Прежде чем стать критиком романтизма, Шмитт проходит период увлечения романтизмом. Этот романтизм молодого юриста и является основной темой данной статьи. |
|
75–78
|
В этом ряду дневниковых записей Карла Шмитта особое место занимает «Глоссарий», создававшийся в 1947—1958 гг. Содержательно ценными, как считают публикаторы, являются по преимуществу записи 1947—1951 гг. В 1952—1958 гг. записи становятся очень скупыми и большая часть дневников — вырезки из газет, снабженные опять-таки нечитаемым стенографическим комментарием. В 1991 г. Эберхард барон фон Медем выпустил «Глоссарий», то есть именно его самую интересную и ценную часть в издательстве Duncker & Humblot. Книга имела большой резонанс и стала незаменимым источником для всех, кому интересен Шмитт. Начиная с этого номера «Социологического обозрения», мы будем публиковать разные по величине подборки не всегда строго примыкающих одна к другой записей Шмитта, которые представляют, как нам кажется, исторический, а также теоретический интерес. |
Рецензии
|
79–83
|
Рецензия посвящена недавно переведенной на украинский язык книге французского философа Мишеля Онфре «Traite d’atheologie» («Трактат по атеологии»). Особенности проводимой философом критики монотеизмов освещены на фоне его политических и теоретических взглядов, а также в контексте современных дебатов вокруг религии. |
|
84–89
|
На основе анализа главных событий жизни, а также тем и героев прозаических произведений и дневников поэтессы Анны Барковой предпринята попытка реконструкции ее политико-философского мировоззрения, в котором наследие Макиавелли и образ Фауста являются своеобразными ориентирами для постижения альтернатив человеческой истории. |
|
91–92
|
Рецензируется монография, посвященная институциональным и социальным изменениям в российской деревне в последние десятилетия. Речь идет о трансформационных процессах, происходящих в аграрном секторе в 1990-2000-е годы в условиях многоукладности, рассматривается феномен брошенных деревень, обосновывается послекризисная модель сельского развития. |
Статьи и эссе
|
93–107
|
В статье рассматривается проблема кризиса современной позитивистской географии. Анализируются содержательные и логические противоречия, связанные с концепцией географического детерминизма. Исследуются понятия места, образа территории, географического образа в контексте имажинальной и гуманитарной географии. В целях содержательного преодоления кризиса современной географии предлагаются понятия сопространственности и геоспациализма. |
|