|
Переводы
|
3–24
|
В статье рассматриваются четыре социологических понятия действия — телеологическое, нормативно регулируемое, драматургическое и коммуникативное, анализируемые с точки зрения того, какое отношение в них устанавливается между, с одной стороны, действующим субъектом и, с другой, как минимумом одним из трех миров (объективным, социальным и субъективным). Цель анализа — выявить аспект рациональности в каждом из этих действий. Утверждается, что лишь понятие коммуникативного действия допускает в силу своих основных онтологических предпосылок возможность установления рационального отношения ко всем трем мирам из перспективы самих действующих субъектов и предполагает, в отличие от остальных понятий социального действия, использование языка в качестве средства достижения взаимопонимания, выступающего, в свою очередь, механизмом координации действий. |
|
25–43
|
Статья является одной из наиболее значимых для теоретической социологии работ классика философии Поля Рикера. После публикации в журналах «Social Research» и «New Literary History» Рикер делает данный текст важной составляющей своего более позднего монументального труда – книги «Du texte à l'action» (1986), в которой он завершает исследование текстуальных характеристик действия и связи между герменевтикой и социальными науками. В статье проблематизируются основополагающие черты объекта социальных наук – осмысленного действия. Рикер выдвигает тезис, согласно которому осмысленное действие обнаруживает в себе свойства текста. При научном рассмотрении предикат действия «ориентированное по смыслу» можно заменить на предикат «читаемое». Это сопоставление открывает перед социальными науками возможности использования герменевтических методов, оказывающихся весьма продуктивными при решении эпистемологических проблем. Выстраивая свой аргумент, Рикер использует разнообразные философские ресурсы: от теорий дискурса и теории речевых актов до поствитгенштейнианской аналитической философии и структурной антропологии. |
Рефераты
|
44–48
|
В предисловии к сборнику «Расшифровывание глобального: пространства, масштабы и субъекты» редактор и составитель Саския Сассен объясняет его замысел и основные теоретические положения, объединяющие включенные в книгу статьи. В центре внимания Сассен понятие «глобального». Она отмечает, что в социальных науках принято рассматривать глобальное в его противопоставлению локальному измерению, которое связывается с территорией национальных государств. Сассен предлагает рассматривать глобальные явления (т.е. глобальное измерение явлений) в контексте локальных границ. Программная статья завершается коротким обзором книги. |
|
49–52
|
Ричард Ллойд выступает против распространенной точки зрения о том, что одно из проявлений глобализации заключается в гомогенизации пространства. Он предпринимает исследование нео-богемы, вида пространственных практик в современном городе. В центр своего анализа автор ставит взаимосвязь между нео-богемой и глобальной экономикой. |
|
53–56
|
В представленной в реферате статье на примере ситуации, сложившейся в позднесоциалистической Кубе вокруг исторической застройки старого города Гаваны, рассматривается концепция глобализации. Мэттью Дж. Хилл представляет глобализационный процесс как постоянное взаимодействие агентов, представляющих свои собственные интересы, которые в процессе взаимодействия производят различные масштабы восприятия и презентации исторического пространства города. |
|
57–60
|
Реферируемая статья посвящена исследованию изменений в локальных сообществах-фавелах в Сан-Паулу в перспективе рассмотрения изменяющегося в процессе глобализации распределения функций между субнациональными акторами, национальным государством, и наднациональными образованиями. Автор исследует индивидуальные трудовые стратегии и стратегии локальных ассоциаций по взаимодействию с муниципальными властями. Методологией исследования является этнография, а основные выводы автора заключаются в том, что локальные сообщества находятся в ситуации потери собственного влияния, роста нестабильности, распыления механизмов взаимодействия с местными властями, а индивиды в своих трудовых стратегиях полностью зависят от глобальных хозяйственных процессов. |
|
61–64
|
Любой рынок конструируется усилиями рыночных агентов и государства. Финансовые рынки не исключение. В моменты их трансформаций задействуются социально-культурные факторы, которые значимым образом влияют на их результат, потому что даже глобализованный рынок укоренен в материальном и социальном пространствах. Это утверждение доказывается и иллюстрируется на основе архивных документов различных финансовых институтов, связанных с деятельностью «клуба» банкиров (LGF), устанавливающих цены на золото, и интервью с трейдерами лондонского Сити. |
Статьи и эссе
|
65–95
|
Основная цель этой статьи – кодификация теоретических ресурсов социологии повседневности. В фокусе внимания автора находятся две исследовательских программы современной социологии повседневного мира: теория фреймов и теория практик. Автор выявляет базовые концептуализации практико-ориентированной социологии и фрейм-анализа, их конститутивные черты, анализирует присущую им аксиоматику и логику, пытаясь найти их теоретические импликации для социологии повседневности в частности и социологической теории в целом. Используемый автором метод кодификации – дескрипция, выделение конститутивных черт базовых концептуализаций, реконструкция логики и указание на теоретические импликации – также является объектом критической рефлексии в данной статье. * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента. |
Социологическое образование
|
96–116
|
Через историко-социологическую реконструкцию классических текстов Ф. Тённиса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма автор приходит к описанию политической антропологии модерна, конструкция которого предполагает своеобразное сочетание в человеке ясности самосознания, рациональности, эгоизма и аффективности, готовности довериться политическим вождям и предпочесть миру войну. |
|