|
Обзоры
|
3–25
|
Арнольд Гелен заслуженно считается одним из оригинальных социологов - первый немецкий послевоенный учебник по социологии вышел под редакцией Гелена, а сам он для него написал большой раздел о первобытных обществах. Гелен держится научной картины мира, считая несомненно доказанным то, что человек представляет собой итог эволюции живого мира; в послевоенных работах он часто ссылается на поиски missing link Лики и других палеонтологов. Однако отношение человека и животного, по его мнению, неверно рассматривают не только сторонники идеализма и религии, которые доводят отличие между ними до противоположности, но и большинство эволюционистов, видящих только количественные различия. В данной статье речь пойдет о социальной теории Гелена, которая призвана преодолеть недостатки эволюционистов и идеалистов, показав роль действия в становлении человека как биологического вида и описав основные механизмы его регулирования внутри общества. |
Переводы
|
26–47
|
Фрагмент перевода книги известного швейцарского социального географа Бенно Верлена включает предисловие автора к английскому изданию, предисловие Энтони Гидденса к публикации этого издания и первую главу книги. Автор сообщает, прежде всего, об отличиях и особенностях нового издания (в сравнении с немецким), целью которого было оживить культурную дискуссию между социальными учеными и географами немецкой и англосаксонской традиции. Э.Гидденс расценивает эту работу как имеющую большую ценность именно для социальных ученых, поскольку доводы Верлена звучат смертным приговором идее географии как ´науки о пространстве, но в то же время открывают новые и обширные области исследования. В первой главе автор рассматривает проблему причинности в соотнесении с пространством и действием. |
|
48–58
|
Доклад, сделанный в 1929 г. в Барселоне, представляет собой развитие идей, высказанных Шмиттом незадолго до этого в статье «Понятие политического» (1927). С 1932 г., когда расширенная версия статьи впервые была опубликована в виде брошюры, доклад публикуется сразу вслед за основным текстом. Шмитт предлагает набросок «последних четырех веков европейской истории», которую он рассматривает как историю смены центральных областей: от теологии XVI в. к метафизике XVII в., далее к просвещению и учениям о добродетели XVIII в. и, наконец, экономизму XIX в. Всякий раз считалось, что требуется навести порядок в этой главной области, а все остальное приложится. Всякий раз понятие государства несло на себе отпечаток того, какая из сфер считалась главной. При этом европейское человечество всякий раз искало нейтральную область, в которой можно было бы достичь взаимопонимания, если его не удалось достичь той или иной главной области. Область, до тех пор бывшая центральной, нейтрализуется, поскольку перестает быть центральной, а на почве новой центральной области есть надежда найти какой-то минимум единодушия и общих предпосылок, что делает возможными безопасность, очевидность, взаимопонимание и мир. |
Статьи и эссе
|
59–72
|
В статье вводится понятие различения, встроенного в социальный порядок, как более насыщенного и широкого, чем социальная дифференциация и социальная стратификация. Понятие «различения» становится необходимым для урбанистического анализа в связи с нарастающим усложнением, смешением и противоречием систем сопоставления и распознавания. Семантика городских знаков и семиология городских территорий рассматриваются как обязательные элементы современного городского устройства. Эти идеи обсуждаются и переформулируются во множестве городских контекстов. Территориальное поведение человека является частным случаем общей этологии животных, но ориентируется не на физические и ольфакторные обозначения, а на семантику городского пространства, сложный продукт процесса различения. |
In memoriam
|