Вадим Квачев 1
От веберовской бюрократии к сетевой бюрократии
2019,
т. 18,
№ 2,
с. 28–40
[содержание номера]
Теория бюрократии Макса Вебера мыслилась как одна из важнейших предпосылок для формирования современного капитализма. Вплоть до последних десятилетий предполагалось, что идеальный веберовский тип бюрократии проник во все сферы жизни и управления, в корпорации и государственное управления и даже является паттерном, организующим саму современную социальную жизнь. Сегодня веберовскую бюрократию как теорию и практику постоянно критикуют за жесткость, архаичность и неэффективность. Современные организации в условиях позднего капитализма претендуют на то, чтобы быть более гибкими и адаптирующимися к переменам. В настоящей статье обсуждается возможность концептуализации нового типа бюрократической организации — сетевой бюрократии. Автор комбинирует фукинианский и веберовский подход к анализу социальной организации, в частности, то, что Жиль Делёз называл «диаграммами Фуко», то есть диспозициями людей, вещей и пространств, выражающими отношения власти. Автор предлагает картину сетевой бюрократии, уходящей от укорененности в дисциплинарной власти к децентрализованным практикам эпохи позднего капитализма. Сетевая бюрократия предлагает гибкие инструменты контроля: гибкие рабочие часы, отсутствие жестких правил, устранение формализма в коммуникациях и рабочем процессе. Однако эта мнимая свобода дерегулирования оборачивается новой формой контроля. В отличие от классической веберовской бюрократии, контроль осуществляется посредством делегирования, создание системы самоконтроля индивидом своей собственной работы через совокупность мер скрытого паноптического наблюдения: видеокамеры, отслеживание действий сотрудника за компьютером, контроль времени пребывания на работе через электронные пропуска и т.п. Эти новые сетевые формы бюрократического контроля предполагают микроконтроль за действиями работника с помощью новых технологий и таким образом реструктурируют устаревшие отношения власти, еще сильнее уменьшая пространство личной свободы и усиливая атомизацию индивида.