Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Александр Марей 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

От народа к общности: описание социального порядка Фомой Аквинским. Часть 1: Populus, Respublica, Multitudo

2016, т. 15, № 4, с. 162–175 [содержание номера]
В рамках данной статьи анализируются основные категории социальной философии Фомы Аквинского, такие, как народ (populus), совокупность (multitudo) государство/республика (Respublica). В следующей статье (Часть 2) будет представлено исследование понятий общность (communitas/communicatio) и общение (societas). Обращает на себя внимание серьезный дефицит исследовательской литературы по социальной мысли Аквината. Учеными в основном осмысляется политическая мысль великого доминиканца, в то время, как социальная остается практически забытой. Работы И. Т. Эшмана, И. Конгара, Дж. Катто, представляющие собой исключение из этого утверждения, подробно анализируются в статье. Среди основных результатов проведенного исследования можно указать следующие. Во-первых, для философии Фомы характерна десемантизация понятия «народ», которое, по сути, уравнивается в значении с понятием «совокупность», что приводит к потере связи между понятиями народа и республики. Народ в теории Аквината теряет свое политическое значение, характерное для теорий Цицерона и Августина, господствовавших в политико-социальной мысли предшествовавшего периода. Взамен народ определяется как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими законами и общим образом жизни. В онтологическом смысле, народ определяется Фомой как материя, тогда как Respublica как форма. По сути дела, Аквинат формулирует одну из первых теорий протогосударства.
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss