Ирина Троцук 1, 2
«Доверять или не доверять» — не в том вопрос; что такое доверие и как его изучать — суть социологической проблемы
2016,
т. 15,
№ 4,
с. 57–75
[содержание номера]
Автор рассматривает доверие как одно из самых интересных и в то же время неоднозначных социологических понятий, поскольку оно широко используется и в повседневной коммуникации, и в научном дискурсе как само собой разумеющееся и не требующее специальных разъяснений и ситуативных конкретизаций. Кроме того, социология вряд ли может предъявить претензии на монопольное владение данным понятием — исследования доверия междисциплинарны, что порождает разнообразные его концептуальные и операциональные определения, размывающие дисциплинарные границы между теоретическими и эмпирическими исследованиями доверия. В первой части статьи обозначены основные компоненты социологического анализа доверия (причины и последствия социального доверия и недоверия; детерминанты и практические результаты разных «типов» и «уровней» доверия; попытки отличить доверие от иных, близких ему семантически понятий; общепринятые концептуализации доверия; базовые трактовки доверия как способа избегания неопределенности и т. д.). Во второй и третьей частях статьи охарактеризованы цели эмпирического изучения доверия в рамках количественного и качественного подходов. В первом случае, как правило, измеряется уровень социального и политического доверия в ходе масштабных опросов общественного мнения, нередко в сравнительном или мониторинговом формате. В рамках качественного подхода исследователи пытаются понять, что доверие означает для людей, как и почему они выбирают те или иные слова для описания доверия в разных ситуациях. Четвертая часть статьи посвящена повседневному дискурсивному конструированию доверия: автор считает нарративный анализ оптимальным методологическим выбором (при условии контекстуализации его результатов данными количественных и качественных исследований) для обнаружения типичных механизмов дискурсивного конституирования доверия в повседневных практиках и иллюстрирует свое предположение полуформализованными интервью, проведенными в сельских поселениях России. Статью завершают несколько выводов о тех достижениях и проблемах социологического анализа доверия, которые определяют его неоднозначное нынешнее положение в предметном поле нашей дисциплины.
Ключевые слова:
доверие;
недоверие;
количественный подход;
качественный подход;
нарративный анализ;
дискурсивные практики;
повседневный язык;
научный дискурс