Глеб Мусихин 1, 2
Политическая риторика как квазисимволизация?
2016,
т. 15,
№ 2,
с. 66–86
[содержание номера]
В статье риторика рассматривается как основной способ аргументации в контексте по-литической символизации. Автор исходит из того, что символическое воздействие в политическом контексте предполагает общее знание информации, но не опирается на заранее оговоренную реакцию на данную информацию. Специфическое содержание политической символизации выводится из анализа теории символа, созданной немец-ким романтизмом. Политическая символизация концептуализируется в статье как мно-жественность заранее неконвенционализированных смыслов коммуникации в полити-ческом контексте. Утверждается, что политическая символизация — плохо поддающе-еся прогнозированию явление, которое как если бы происходит, но в коллективном восприятии наделяется большей, нежели реальные события, явленностью. Автор пока-зывает, как механизм убеждения превращается в политике в самостоятельную величи-ну, которая является инструментом трансляции идей и может продуцировать новые смыслы. В данном контексте политическая аргументация — это не просто средство продвижения политики, характер аргументации в значительной степени создает поли-тику. В рамках политической риторики «истина» и «ложь» выступают суждениями идеологизированного нормативного языка. Поэтому способность «навязать» обще-ственности собственную идеологическую перспективу как конструкт, состоящий из ценностных и когнитивных элементов, приобретает принципиальное значение. При формировании политической повестки дня владение аргументационными ресурсами становится реальной политической силой. Однако не всякая риторическая апелляция к политическому сообществу может привести к устойчивой и деятельной коллективной самоидентификации, сопровождающейся выработкой новых политических смыслов через коллективные суждения.
Ключевые слова:
риторика;
политическая аргументация;
механизмы убеждения;
символ;
политическая символизация;
немецкий романтизм