Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Иоаннис Трисоккас 1
  • 1 Институт перспективных исследований Нового европейского колледжа, 023971, Румыния, Бухарест, ул. Плантелор, д. 21

Логика границы

2014, т. 13, № 4, с. 18–41 [содержание номера]
В «Науке логики» Гегель ставит задачу описать диалектическую логику, которая порождает тотальность фундаментальных структур бытия. Этой тотальностью не исчерпывается все богатство бытия, но ею исчерпывается то, что лежит в основании этого богатства. Любой феномен, будь то когнитивный, научный, социальный или политический, основан на некоторых или даже всех этих структурах. В статье показана и исследована логика структуры, которая предшествует любому феномену, а именно границы (die Grenze). Она понимается как проявление той «определенности», которая является еще более простой структурой бытия, что эксплицирует ее внутреннюю связь с небытием. Особенностью гегелевского анализа является то, что он обнаруживает логический характер понятия «границы», которое предшествует и эмпирическим наблюдениям, и связи границы с пространством. Задача статьи заключается в реконструкции гегелевской диалектики границы, чтобы убедительно продемонстрировать ее логический характер для современных исследователей, которые предполагают, что любой дискурс о границах имеет эмпирические основания и предполагает связь с пространством. Статья показывает, что сам феномен «границы» имеет определенные универсальные и необходимые характеристики, которые объясняют саму его возможность и являются в полной мере априорными и схватываемыми прежде любой отсылки к пространству. Обсуждение «границ», которое исключает любое априорное исследование этого феномена, таким образом, не способно прояснить его самое важное измерение: его логическое ядро или, если угодно, его универсальные и необходимые атрибуты.
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss