Иоаннис Трисоккас 1
Логика границы
2014,
т. 13,
№ 4,
с. 18–41
[содержание номера]
В «Науке логики» Гегель ставит задачу описать диалектическую логику, которая порождает тотальность фундаментальных структур бытия. Этой тотальностью не исчерпывается все богатство бытия, но ею исчерпывается то, что лежит в основании этого богатства. Любой феномен, будь то когнитивный, научный, социальный или политический, основан на некоторых или даже всех этих структурах. В статье показана и исследована логика структуры, которая предшествует любому феномену, а именно границы (die Grenze). Она понимается как проявление той «определенности», которая является еще более простой структурой бытия, что эксплицирует ее внутреннюю связь с небытием. Особенностью гегелевского анализа является то, что он обнаруживает логический характер понятия «границы», которое предшествует и эмпирическим наблюдениям, и связи границы с пространством. Задача статьи заключается в реконструкции гегелевской диалектики границы, чтобы убедительно продемонстрировать ее логический характер для современных исследователей, которые предполагают, что любой дискурс о границах имеет эмпирические основания и предполагает связь с пространством. Статья показывает, что сам феномен «границы» имеет определенные универсальные и необходимые характеристики, которые объясняют саму его возможность и являются в полной мере априорными и схватываемыми прежде любой отсылки к пространству. Обсуждение «границ», которое исключает любое априорное исследование этого феномена, таким образом, не способно прояснить его самое важное измерение: его логическое ядро или, если угодно, его универсальные и необходимые атрибуты.
Ключевые слова:
Гегель;
граница;
Другой;
определенность;
самосоотнесенность;
нечто;
отрицание;
логика