Алексей Титков 1, 2
Культурсоциология против фараона: «перформативная революция» в Египте
2012,
т. 11,
№ 2,
с. 122–130
[содержание номера]
Джеффри Александер на примере Египетской революции 2011 года оспаривает «реалистические» (структурные) объяснения социальных изменений и представляет возможности альтернативной им модели «социального перформанса», учитывающей влияние коллективных символических репрезентаций. Составляющими «социального перформанса» автор выделяет: базовые культурные классификации (бинарные оппозиции «сакральное — профанное»); нарративы на основе базовых оппозиций; группы-носители (carrier groups), составляющие сценарий (script) революционного перформанса; мизансцена с участием масс людей, присоединившихся к движению; аудитория, которая наблюдает за перформансом и испытывает его влияние. Коллективные репрезентации изучаются по записям активистов протеста в социальных сетях, газетным и телевизионным репортажам. Проверка теории «социального перформанса» на египетском опыте помогает обнаружить её спорные моменты: отношения между сакральным и профанным, символическим и материальным, прогностические возможности.
Ключевые слова:
культурсоциология;
перформанс;
сакральное;
Джеффри Александер;
лиминальность;
революция