Юрген Хабермас (Пер. с немецкого: Татьяна Тягунова 1 )
Модернизация как общественная рационализация: роль протестантской этики
2010,
т. 9,
№ 3,
с. 3–25
[содержание номера]
Продолжая критический разбор теории рационализации М. Вебера (см. начало в Т. 8, № 3 и Т. 9, № 1), Хабермас в публикуемом здесь третьем параграфе останавливается на логике веберовского анализа модернизации, показывая, что именно взятая Вебером за исходную точка анализа (институционализация подсистем целерационального действия в форме капиталистического предприятия и современного государственного аппарата) позволяет Веберу рассматривать модернизацию как общественную рационализацию. Хабермас доказывает, что веберовский анализ модернизации не исчерпывает объяснительного потенциала его собственной теории. Систематически следуя последней (чего сам Вебер, с точки зрения Хабермаса, не делает), мы должны, в конечном счете, констатировать, что выбранный Европой путь общественной рационализации представляет собой лишь частную историческую форму рационализации, одну из многих систематически возможных, которую, однако, Вебер отождествляет с общественной рационализацией вообще.
Ключевые слова:
Макс Вебер;
модернизация;
институционализация подсистем целерационального действия;
селективный образец общественной рационализации;
капиталистическое предприятие;
протестантская этика