Мария Поликашина 1
Лиза МакКормик. Музыка как социальный перформанс
2010,
т. 9,
№ 2,
с. 106–111
[содержание номера]
Лиза МакКормик обращает внимание на то, что музыка как объект исследования предстает главным образом в рамках двух дисциплин: музыковедения и социологии музыки. Если музыковеды в своих исследованиях основываются на анализе элементов музыкального текста, то внимание социологов концентрируется преимущественно на структуре производства и потребления музыки в целом. Но, как отмечает автор, ни в музыковедении, ни в социологии музыка не рассматривается в качестве исполнительского искусства. МакКормик предлагает поместить в центр внимания музыкальное исполнение, понимаемое как социальный перформанс. В такой исследовательской перспективе исполнение музыки — это прежде всего деятельность, обнаруживающая черты ритуала, т. е. социального взаимодействия, соотносимого одновременно с набором представлений (текстом) и со стандартизированными образцами поведения. В качестве наиболее релевантного ресурса для решения поставленной задачи автор указывает на теорию «культурного (социального) перформанса» Джеффри Александера, в рамках которой концептуализировано именно такое видение социального взаимодействия.
Ключевые слова:
музыкальное исполнение;
социальный перформанс;
ритуал;
музыковедение;
социология музыки;
музыкальный текст;
многослойная система коллективных представлений;
акторы;
аудитория;
средства символического производства;
мизансцена;
социальная власть