|
Переводы
|
3–9
|
Альбион Смолл - глава первой в США и в мире университетской кафедры социологии (1892 г.) и основатель первого профессионального журнала социологов (1895г.). Борясь с неверными представлениями широкой публики и ревнивыми предубеждениями специалистов более старых и давно признанных общественных наук за самоопределение социологии, он пытается уточнить, что значит быть социологом. Вопреки мнению публики надо отличать социологов от практических работников социальной сферы и не сводить деятельность первых к посещению трущоб, организации благотворительности, опеке над неимущими и другими социально неуспешными элементами. Специфика занятий социолога не сводима и к остаточным конкретным темам, не затронутым другими общественными науками. Эту специфику следует искать в использовании определённого метода изучения социальных фактов. Метод этот автор называет философским, но его описание приближается к тому, что позже стали называть системным подходом. Решающий пункт социологической позиции по Смоллу состоит в искусстве рассматривать и оценивать любой частный аспект или фрагмент социальной жизни в прошлом, настоящем и будущем в его отношениях и взаимовлияниях с остальными проявлениями человеческой жизни в целом. Такой «искусник» имеет право на звание социолога даже независимо от самоназвания экономистом, политологом и т.д. В свете этого, предельно общего, определения метода автор различает типы (видовые категории) социологов: от генерализующих, занятых самыми широкими обобщениями, до заинтересованных в каких-то насущных конкретных улучшениях, но соблюдающих стандарты научного метода. В конце статьи рассматриваются вопросы соотношения профессионального «технического» языка социологии и обыденного языка восприятия социальных фактов публикой, а также опасные злоупотребления, провозглашаемые от имени социологии и подстрекающие к идейно незрелым массовым движениям. Автор призывает ограничиться на начальном этапе становления социологической науки задачей разработки точных формулировок социальных проблем и обоснованных методов их решения. |
|
10–51
|
В статье рассматривается проблема доверия как одного из конститутивов повседневной жизни. Доверие определяется как согласие с конститутивным порядком событий деятельности. На основе исследования игр автор формулирует проблему согласования действий обычных членов общества в контексте ожиданий, обеспечивающих взаимопонимание. При помощи процедуры экспериментального продуцирования замешательства демонстрируется, что участники обыденных ситуаций деятельности ориентируются на воспринимаемо нормальные свойства ситуаций повседневной деятельности. |
Рецензии
|
52–55
|
Рецензируемая книга основана на этнографическом исследовании в Москве в конце 1990-х годов. Автор анализирует феномен «кризис», становящийся для жителей Москвы доминирующей схемой интерпретации мира, и показывает, как эта схема функционировала в обыденных процессах осмысления мира и в обыденных практиках повседневной жизни. Особое внимание уделяется феномену автономии домохозяйства как социальной единицы. В рецензии очерчиваются основные положения книги и обсуждается ее важность для понимания повседневной жизни в постсоциалистическом метрополисе. Делаются два основных критических замечания: о недостатке обсуждения Москвы как городской среды и ее специфики в рамках России; и о проблеме автономии как автономии относительно государства по сравнению с автономией относительно общества.</ |
Статьи и эссе
|
61–69
|
Текст представляет собой ответ на статью Вадима Волкова «Слова и поступки». Это очередной виток в дискуссии, развернувшейся между теорией практик и теорией фреймов. Автор делает попытку заново поставить фундаментальных проблем социологии повседневности и ответить на ключевой вопрос: «Как при помощи фрейм- анализа вернуть в исследования повседневного мира трансцендентное измерение действия и не превратить при этом саму социологию повседневности в очередную разновидность моральной философии или этической доктрины?». * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента. |
|
70–85
|
В статье рассматриваются наиболее продуктивные подходы к определению предмета социологии. Доказывается, что предметом социологии является лишь то, на что можно указать пальцем. Указание пальцем рассматривается при этом в качестве исследовательской процедуры, отсылающей к конкретным способам организации и производства феноменов социального порядка. Критикуются три подхода к определению предмета социологии: анализ фреймов, теория практик и социология вещей, которые рассматривают наблюдаемые особенности социальных ситуаций как то, чему участники этих ситуаций должны придать смысл. В качестве альтернативы предлагается рассмотрение феноменов социального порядка как целиком и полностью локальных, осмысленных, компетентных, воспроизводимых согласованных последовательностей действий, осуществление которых обеспечивает для участников наблюдаемость и понятность текущей ситуации деятельности. |
|
86–99
|
В статье делается попытка, отталкиваясь от тех концептуализаций повседневной реальности, которые содержатся в работах Шюца, взглянуть на повседневность в эмпирической перспективе - в перспективе того, как повседневность практикуется. Следствием данного эмпирического взгляда оказывается переконцептуализация понятия повседневности - повседневность рассматривается не как атрибут жизненного мира повседневности как «конечной области смысла», а как формальная черта любой социальной практики, что, в свою очередь, требует изменения исследовательской установки. |
In memoriam
|