|
Переводы
|
3–23
|
Филипп Смит – один из ключевых представителей «сильной программы культурсоциологии», наряду с Джеффри Александером, с которым автора связывает ряд совместных работ, обозначающих приоритеты данной традиции, как таковой. Среди этих работ такие как: «манифест» сильной программы культурсоциологии; тексты, утверждающие «позднюю программу Дюркгейма» как историко-теоретическую реальность и продуктивный теоретический ресурс; рецензия на второй английский перевод «Элементарных форм» Э. Дюркгейма, и др. В настоящей работе представлено исследование карательных практик Французской революции, с опорой на анализ экспертного и массового дискурса, посвященного гильотине, как одному из центральных символических репрезентантов режима. Культурсоциологический способ теоретизирования противопоставляется господствующей в криминалистике и социологии наказания традиции, восходящей к работам М. Фуко. |
|
24–38
|
Данный текст – глава из книги французского философа и историка Мишеля де Серто «Практика повседневной жизни» (1980). Центральная оппозиция текста – взглядна город сверху, с реальной (небоскреб) или воображаемой (карты, картины, проекты) высоты versus жизнь в городе, освоение жителями его пространства в противостоянии зримому урбанистическому порядку, созданному правящими инстанциями. Особое внимание автор уделяет «низовым» способам присвоения города пешеходами. Сравнивая ходьбу с речью, М. де Серто описывает ее прагматику (пешеходно-речевые акты) и риторику (главные фигуры которой – синекдоха и асиндетон); обрисовывает взаимосвязи между семиотическими и пространственными практиками (через мифы, рассказы, воспоминания о местах). |
|
39–46
|
В заметке анализируется нетрадиционный для философии и социологии способ рассмотрения центральных проблем сообщества, предложенный Дж. Агамбеном, состоящий в своеобразном перепрочтении «сильной» социальной и философской логики, образующей своеобразные непреодолимые преграды между мирами и предполагающей этику вины и искупления. Укоренена ли эта логика в определенной метафизической и религиозной традиции, или, наоборот, этика «вины» первичнее по отношению к любой религиозной традиции – вопрос этот остается без ответа и как бы выносится за скобки. В статье анализируется каким образом совместное оказывается не результатом какой-либо деятельности, учреждающего акта или итогом наследуемой традиции, но всего лишь условием бытия. Поэтому его имя – «любое». |
|
47–54
|
В предложенных выдержках из книги известного итальянского философа Дж. Агамбена рассматриваются некоторые ключевые символические фигуры современности или скорее постмодерна, на которые, по сути, фокусируются центральные проблемы социальности. В силу избранного неклассического подхода, по-своему развивающего концепцию «непроизводительной траты» Ж. Батая и «праздного сообщества» Ж.-Л. Нанси, Агамбену удается продемонстрировать необходимость радикальной деонтологизации основных скреп социальности современности – «тела», «языка», «сообщества», как способа их совместного перепрочтения. Перепрочтения в сообществе. Эскиз подобного перепрчтения предложен в книге. |
Рефераты
|
55–58
|
Статья Эвелин Теннант «Локализация транснационального активизма. Движение против апартеида в США и границы национального» посвящена рассмотрению проблемы соотнесения аспектов национального, транснационального и локального характера деятельности в ее связи с изучением различных активистских течений. На примере анализа движения против апартеида в США автор пытается предложить альтернативную перспективу для подобных исследований. Сначала Теннант обрисовывает общую теоретическую рамку своего исследования и затем переходит к обсуждению конкретных исторических примеров. В завершении автор обращается к некоторым общим техникам, технологиям и транслокальным взаимодействиям. |
|
59–61
|
В статье А. Бартлетт касается вопросов изменения сущности политической жизни в результате влияния на неё специфической организации современного города. Приток мигрантов в западные города приводят к изменению их политического ландшафта и возникновению политических субъектов принципиально нового типа, которых Бартлетт называет «политические Я». Политическое Я создается в процессе конституирования своей политической идентификации. Идентификация предполагает проведение границ между собственным Я и Я Другого на основании различия мнений, идей, политических ориентаций. Благодаря развитию новых технологий, опосредующих коммуникацию и делающих доступными любую по отдаленности точку мира, индивидуальные политические субъекты могут активно участвовать в формировании политического ландшафта во всём мире, находясь в больших западных городах. |
|
62–66
|
Данный текст представляет собой реферативное изложение статьи Рами Нашашиби «Гетто-космополитизм. Создавая теории на границах», вышедшей в сборнике под редакцией Саскии Сассен «Расшифровывая глобальное». В ней автор показывает, на примере гетто американских постиндустриальных трущоб, как, через распространение в этой среде ислама и с активным участием хип-хоп культуры, гетто становятся космополитичными. |
|
67–68
|
В реферате рассматривается статья Камаля Садика, опубликованная в сборнике Deciphering the Global: Its Spaces, Scales and Subjects. В статье прослеживается двусторонняя природа глобализации через ряд социальных изменений на примере меняющегося института гражданства во время миграционного кризиса в Малайзийском регионе Сабах. Ключевой аргумент Садика, который одновременно указывает на общую направленность сборника работ, состоит в том, что глобализационные процессы создаются и разрушаются на основе происходящего в контексте конкретных локалов и локальных географических конфликтов, например того конфликта, который он сам описывает. |
Статьи и эссе
|
69–85
|
В статье предпринята попытка систематизации социологических концепций власти в структурном функционализме Т. Парсонса, системной теории Н. Лумана и неофункционализме Р. Мюнха. Показано, что эти три концепции объединяет понятие власти как символически обобщенного посредника в социальном взаимодействии. Проблематика власти раскрывается как неустойчивость и колебания властных отношений и описывается терминами инфляции и дефляции власти. |
Социологическое образование
|
89–127
|
Перевод классической работы, первой главы труда Вебера «Хозяйство и общество». Вебер выстраивает систему социологических категорий, начиная с понятия «действие» и кончая понятиями «союз» и «государство». |
|