|
Переводы
|
3–30
|
Принято считать, что Дюркгейм основывал свою теорию знания на теории представлений. Однако в «Элементарных формах религиозной жизни» он делает сильный акцент на конкретных и наблюдаемых аспектах практики, таких как звуки и движения, и понижает значимость верований и представлений. Он утверждает, что коллективно исполняемые ритуальные звуки и движения могут создавать чувства, которые ведут к появлению базовых категорий, называемых им категориями понимания. Представления, с его точки зрения, — вторичные феномены, возникающие только после участия в социальных практиках. В данной статье посредством анализа текста Дюркгейма показывается, что в стратегически важных местах своего аргумента он тщательно описывает ритуальные практики с точки зрения конкретных деталей, а не представлений. Кроме того, доказывается, что коллективное переживание конкретных звуков и движений было, по мнению Дюркгейма, необходимым условием последующего развития представлений. В противоположность тому, что писал Дюркгейм, фокусирование вместо практик на верованиях и представлениях стало отличительной чертой практически всей социологической науки XX века. В статье эта доминирующая точка зрения называется «ошибкой подмены абстрактности», которая заставляет считать все феномены понятийно опосредованными. Однако прежде чем звуки и движения получат концептуальное значение, их нужно сделать опознаваемыми в конкретных проявлениях. Иными словами, хотя понятия могут определять границы доступного пониманию, опознаваемость звуков и движений определяет границы того, что может быть представлено в понятийных категориях. |
|
31–62
|
В статье рассматривается влияние глобализационных процессов на неравенство между различными социальными группами. Сам феномен глобализации анализируется через призму нескольких теоретических дискурсов, рассматривающих различные его аспекты. Неравенство также рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, на которых глобализация влияет разнонаправлено. Наиболее важными источниками современного неравенства автор считает как глобальную историю, так и текущие национальные процессы. В качестве основных механизмов неравенства выделяются дистанцирование, исключение, господство/подчинение и эксплуатация. Делается вывод о том, что если демографическое неравенство (продолжительность жизни) и экзистенциальное неравенство (равенство шансов, доступ к институтам защиты справедливости) на протяжении ХХ века в целом уменьшилось, то экономическое неравенство, измеряемое в международном ВВП на душу населения, за последние 200 лет лишь неуклонно увеличивалось. |
Обзоры
|
63–81
|
В статье рассматриваются несколько исследований в развивающейся сфере культурсоциологии. Показано, что принцип автономии культуры, центральный для этой перспективы, оказывается трудно удержать, поскольку преодоление одного редукционизма часто достигается средствами другого, тогда как полный отказ от причинности в объяснении ослабляет возможности теории в целом. Новая дюркгеймианская культурсоциология в этом отношении не является исключением: для нее актуальными рисками являются тупики структурного редукционизма или «принципа единства природы». Во избежание указанных затруднений в работе предложена идея модификации дюркгеймианской теории, получившая название «морфогенетического поворота» в теории сакрального. |
Рецензии
Статьи и эссе
|
94–115
|
Данная статья посвящена проблеме неолейбницианской реконцептуализации пространственности в современной социологической теории. «Поворот к материальному», произошедший в конце ХХ века, радикально трансформировал повестку дня социологии. Наряду с изменением базовых эпистемологических и онтологических допущений произошла ревизия некогда оттесненной на периферию социальной мысли категории «пространства». Однако два центральных проекта акторно-сетевой теории – в версии «социальной топологии» Джона Ло и в версии «социологии материальности» Бруно Латура – предлагают два различных способа реабилитации пространства. Анализируя «возвращение материального объекта» в социальную теорию и те изменения, которые оно повлекло за собой, автор сопоставляет две эти стратегии, их аксиоматические допущения, базовые метафоры и философские ресурсы. * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
|
Ретроспектива
|
116–122
|
В интервью известный советский и российский социолог Овсей Ирмович Шкаратан рассказывает о своем пути в науку, о возрождении социологии в СССР в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Описывается история проведения первых социологических исследований в Ленинграде, в частности, движения «бригад коммунистического труда», давших начало социологии труда в СССР. Интервью дает возможность познакомиться с именами западных авторов, которые были известны советским социологам в конце 1950-х-1960-е годы, и более широко, каким образом шла рецепция западных теоретических идей в этот период. Особый интерес представляет позиция Шкаратана по отношению к властям в советское время и в момент интервью – начале 2000-х годов. Приводится мнение о социальной политике российского государства, а также о перспективах развития социологии. |
|