|
Статьи и эссе
|
3–18
|
Последнее десятилетие Россия переживает тяжелый процесс реформирования. В значительной мере его трудности связаны с серьезными социальными трансформациями мира в целом, которые делают неприемлемыми ни классические схемы модернизации, ни традиционное следование политике правого или левого толка. Сегодня многие западные страны выбирают «третий путь» развития. В этом выборе предлагается новая трактовка модернизации и предпринимается попытка преодолеть противостояние левых и правых сил. Именно политический центризм становится символом времени, перестраивающим социально - политическое пространство. |
|
19–27
|
Статья посвящена изменению объема и содержания понятия «риск» в ходе развития человечества и социальной мысли — от представления о риске как естественном состоянии человека перед угрозой окружающей природной среды, ограниченности и предельной конкуренции за обладание ресурсами выживания к риску индустриальной цивилизации и риску глобального масштаба. |
Рефераты
Переводы
|
42–70
|
В данной статье, составляющей вторую главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель предлагает концептуальный и методологический инструментарий для выявления само собой разумеющихся, очевидных, рутинных оснований повседневных социальных действий. С точки зрения Гарфинкеля, наиболее эффективным и быстрым способом изучения того, каким образом рядовые члены общества производят и опознают совместно известный мир повседневных дел, является намеренное разрушение фоновых ожиданий, на которые мы опираемся в обыденной жизни. Именно фоновые ожидания обеспечивают узнаваемость обыденных ситуаций как естественных, непроблематичных, принимаемых на веру. Эти ожидания составляют то, что принято называть «здравым смыслом», и придают происходящему характер реальности, «известной-сообща-с-другими». Если же эти ожидания не оправдываются (в результате применения специально разработанной процедуры), люди начинают предпринимать усилия по нормализации происходящего, которые говорят социологу о том, как устроена повседневная жизнь в обществе. Благодаря таким нарушающим экспериментам Гарфинкель показывает, каковы структурные основания взаимопонимания людей в коммуникации и систематического проявления социальных аффектов. В результате анализа результатов своих экспериментов Гарфинкель доказывает, что обыденный член общества не является «культурным дураком», т.е. марионеткой, послушно следующей социальным предписаниям и правилам, каким его представляет традиционная социология. |
Рецензии
In memoriam
|