Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Владимир Петрунин 1
  • 1 Орловский государственный университет, ул. Комсомольская, 95, Орел, 302026, Россия

Катехон, легитимность и чрезвычайное положение: теологическая деконструкция (на примере социальной доктрины русского православия)

2025, т. 24, № 2, с. 220–232 [содержание номера]
В Наказе «Настоящее и будущее Русского мира», принятом на XXV Всемирном русском народном соборе, Россия провозглашается всемирным «Удерживающим», что вполне вписывается в русскую богословско-философскую традицию осмысления катехона. Вместе с тем представляется актуальным рассмотрение понятия «катехон» и связанных с ним понятий «легитимность» и «чрезвычайное положение» в контексте социальной доктрины русского православия. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» современные государства определяются как светские, не связывающие себя религиозными обязательствами. Соответственно, современная правовая система, с точки зрения Церкви, является несовершенной, так как человеческий закон никогда не будет содержать полноту закона божественного. Более того, подобное положение вещей создает возможность для возникновения чрезвычайного положения, что, по нашему мнению, соотносится в социальной доктрине русского православия с возможностью объявления Церковью гражданского неповиновения, в случае несоответствия светских законов божественным нормам. Это означает, что Церковь выступает в роли суверена, способного выносить вердикт о легитимности/нелегитимности существующих правовых норм, а значит, и самого государства. Таким образом, с точки зрения социальной доктрины Московского патриархата мы не можем определять какое-либо государственное образование как катехон. Современное государство может стать катехоном при совпадении целей и задач Церкви и государства в осуществлении не только мирских задач, но и спасительной миссии Церкви.
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss