Руслан Хестанов 1, Александр Сувалко 1
Генезис и семантический кризис новизны
2025,
т. 24,
№ 2,
с. 164–189
[содержание номера]
В статье исследуется генезис концепта новизны и утверждается, что современные трудности с определением и идентификацией нового являются симптомом семантического кризиса, в основе которого лежит утрата стратегической нормативности новизны в современной культуре. Выделяются и анализируются три историко-семантические модели новизны: циклическая (характерная для доисторических обществ), изобретенная (свойственная эпохе модерна) и рутинная (отражающая современные тенденции). В рамках циклической модели новизна и способы репрезентации времени подлежали строгому контролю, а будущее интерпретировалось с помощью ритуализированного мифа. Модель изобретенной новизны, сочетавшая две перспективы на происхождение новизны — воспроизводства и комбинирования, утвердила ценность рационального конструирования будущего. Для рутинной модели новизны характерна, с одной стороны, алгоритмизация порождения нового, с другой — утверждение новизны в качестве нормы для всех сфер деятельности современного человека. В работе показано, как в условиях цифровой культуры происходит трансформация способов идентификации нового через дискретизацию, алгоритмизацию и экстернализацию психосоциального существования. Особое внимание уделяется анализу алгоритмической работы с будущим, которое, в отличие от статистической прогностики, не столько предсказывает, сколько формирует будущее. Исследование демонстрирует, что семантический кризис новизны отражает фундаментальные изменения в темпоральности современной культуры и требует переосмысления роли новизны в условиях цифровой эпохи.
Статья подготовлена в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», интегрированной программы развития ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Статья подготовлена в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования», интегрированной программы развития ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Ключевые слова:
новизна;
темпоральность;
креативность;
комбинаторика;
алгоритмизация;
дискретизация;
стратегическая нормативность;
эстетически заряженная среда