Скрыть
Раскрыть
РУС /  ENG

Иван Забаев 1, Валерия Елагина 2
  • 1 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-5А
  • 2 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 127051, Россия, Москва, Лихов пер., д. 6

Община православного храма. Индивидуализм, смирение, справедливость

2025, т. 24, № 2, с. 137–163 [содержание номера]
Предметом настоящей статьи стала проблемная ситуация в жизни общин на приходах Русской православной церкви. С одной стороны, различными церковными акторами община считается важной составляющей церковной и общественной жизни, с другой, по данным социологических исследований, лишь небольшое количество россиян активно участвуют в приходской жизни. Сегодня в Церкви есть сложившееся представление о том, что такое община, которая понимается как социальное образование, характеризующееся горизонтальными связями между участниками и их помощью либо друг другу, либо кому-то вовне. По мнению авторов статьи, подобная категоризация не позволяет увидеть причину проблемного состояния дел: люди, приходящие в церковь, привносят в религиозную жизнь свои представления о должном и правильном, что позволяет рассматривать приходское сообщество 1 не как спонтанно складывающиеся сети помощи, но как сумму акторов, занимающих разные морально-практические позиции. Эти позиции необходимо соотносить друг с другом для того, чтобы выстроить продуктивные отношения между людьми в общине. Мы предположили, что именно эта потребность обозначает границу сообщества — люди покидают его, если эти идеалы оказывается невозможно согласовать, принять и т. д. Отношения между людьми могут выстраиваться за счет рефлексивного соотнесения моральных позиций. В этом случае решение, выработанное по поводу той или иной проблемной ситуации, может быть объективировано и применено к другой ситуации (как правило, это решение об устройстве справедливого социального порядка). Однако акторы могут и отказаться от выработки объективного и справедливого решения с целью уйти от конфликта здесь и сейчас. Такая ситуация очень часто складывается в православной церкви — она маркируется словами «смирение», «терпение», «прощение». Проблемным оказывается положение дел, при котором в разных ситуациях акторы в общине переходят от позиции «наличия идеалов и их согласования» к позиции «смирения». В первом случае речь идет о православном варианте решения проблемы справедливости. А во втором — об отказе решать конфликт через поиск справедливого решения. Если действующие постоянно переходят от первой позиции ко второй и обратно, то вторая позиция начинает восприниматься как сокрытие несправедливости, несправедливое поведение и т. д. И (можно предположить) именно эти частые перескоки оказываются и причиной ухода из общин.

Статья написана при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ в рамках гранта «Понятие заслуги и его место в практических моделях справедливости в современном православии».
BiBTeX
RIS

Журнал "Социологическое обозрение"
Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, А-205.
Зам. главного редактора: Марина Пугачева

 
Rambler's Top100 rss