@ARTICLE{27043461_1006973832_2024, author = {А. Шомотова and С. Хуссейн and А. Эльсаяри and А. Дас and Г. Масхерт}, keywords = {, генеративный ИИ, социально-демографические показатели, образование, ОАЭ, использованиедоступность}, title = {Влияние социокультурных и демографических факторов на доступность, удобство использования и применимость генеративного искусственного интеллекта в ОАЭ}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2024}, volume = {23}, number = {4}, pages = {140-172}, url = {https://sociologica.hse.ru/2024-23-4/1006973832.html}, publisher = {}, abstract = {Несмотря на стремительную интеграцию искусственного интеллекта во всемирное образование, роль социокультурных и демографических факторов в этом процессе в таких культурно разнообразных странах как, например, ОАЭ остается недостаточно изученной. В данном исследовании изучаются доступность, удобство использования и применимость инструментов генеративного ИИ (Gen AI), таких как ChatGPT, в высшем образовании на примере студентов из университетов в Эмиратах. Используя смешанную исследовательскую методологию, с помощью демографических исследований и структурированных размышлений, базирующихся на рефлексивном цикле Гиббса, были получены данные 83 студентов. Количественный анализ показал тесную связь между использованием генеративного искусственного интеллекта и такими демографическими и образовательными факторами, как тип старшей школы, гендер и академическая успеваемость, сочетающимися с некоторой зависимостью от отцовского образовательного уровня. Учащиеся международных частных школ сообщили о более частом повседневном использовании ИИ, в то время как женщины делали это более регулярно, что подчеркивает влияние образовательного уровня и гендерных различий на внедрение новых технологий. Тематический анализ выявил в качестве ключевой темы проблему общей доступности. При этом учащиеся подчеркивали преимущества мгновенной обратной связи и экономии времени при использовании инструментов генеративного ИИ. Исследование простоты и удобства использования генеративного искусственного интеллекта показало, что студентам нравится насыщенная обратная связь и то, как ИИ может просто излагать сложные идеи. Однако они столкнулись с такими проблемами как чувствительность запроса и необходимость проверки конечного результата. Результаты проверки общей применимости генеративного ИИ продемонстрировали помощь ChatGPT в создании контента, улучшении языка и организации учебного материала, но также вывили сложность следования отдельным правилам конкретных заданий. Данное исследование вносит вклад в литературу по теме, рассматривая социально-демографические факторы, влияющие на внедрение генеративного ИИ в такой культурно разнообразной среде, как ОАЭ. Результаты показывают, что навыки ИИ -грамотности и критической оценки искусственного интеллекта должны преподаваться в школах, а также необходима стратегия обеспечения всеобщего и равного доступа к ИИ-инструментам. Рекомендации направлены на помощь преподавателям в использовании потенциала генеративного ИИ, смягчая при этом его вызовы для высшего образования.}, annote = {Несмотря на стремительную интеграцию искусственного интеллекта во всемирное образование, роль социокультурных и демографических факторов в этом процессе в таких культурно разнообразных странах как, например, ОАЭ остается недостаточно изученной. В данном исследовании изучаются доступность, удобство использования и применимость инструментов генеративного ИИ (Gen AI), таких как ChatGPT, в высшем образовании на примере студентов из университетов в Эмиратах. Используя смешанную исследовательскую методологию, с помощью демографических исследований и структурированных размышлений, базирующихся на рефлексивном цикле Гиббса, были получены данные 83 студентов. Количественный анализ показал тесную связь между использованием генеративного искусственного интеллекта и такими демографическими и образовательными факторами, как тип старшей школы, гендер и академическая успеваемость, сочетающимися с некоторой зависимостью от отцовского образовательного уровня. Учащиеся международных частных школ сообщили о более частом повседневном использовании ИИ, в то время как женщины делали это более регулярно, что подчеркивает влияние образовательного уровня и гендерных различий на внедрение новых технологий. Тематический анализ выявил в качестве ключевой темы проблему общей доступности. При этом учащиеся подчеркивали преимущества мгновенной обратной связи и экономии времени при использовании инструментов генеративного ИИ. Исследование простоты и удобства использования генеративного искусственного интеллекта показало, что студентам нравится насыщенная обратная связь и то, как ИИ может просто излагать сложные идеи. Однако они столкнулись с такими проблемами как чувствительность запроса и необходимость проверки конечного результата. Результаты проверки общей применимости генеративного ИИ продемонстрировали помощь ChatGPT в создании контента, улучшении языка и организации учебного материала, но также вывили сложность следования отдельным правилам конкретных заданий. Данное исследование вносит вклад в литературу по теме, рассматривая социально-демографические факторы, влияющие на внедрение генеративного ИИ в такой культурно разнообразной среде, как ОАЭ. Результаты показывают, что навыки ИИ -грамотности и критической оценки искусственного интеллекта должны преподаваться в школах, а также необходима стратегия обеспечения всеобщего и равного доступа к ИИ-инструментам. Рекомендации направлены на помощь преподавателям в использовании потенциала генеративного ИИ, смягчая при этом его вызовы для высшего образования.} }