|
Искусственный интеллект и Глобальный Юг: социокультурные перспективы
|
20–47
|
Исследование посвящено использованию искусственного интеллекта (ИИ) для решения социокультурных проблем в Саудовской Аравии и содействия достижению целей устойчивого развития (ЦУР). Рост ИИ значительно повлиял на различные области, включая науки об обществе и городе, что делает его универсальным инструментом для анализа сложных социальных явлений, понимания человеческого поведения и оптимизации городской инфраструктуры. Саудовская Аравия, сталкиваясь с уникальными социокультурными вызовами, стремится к устойчивому развитию, опираясь на концепцию «Видение 2030» и различные проекты умных городов, подчеркивая важность решения таких проблем, как гендерное равенство, сохранение культуры, рост молодежного населения, быстрая урбанизация и изменение климата. В статье рассматриваются ИИ-приложения и модели, используемые для решения этих проблем и продвижения соответствующих ЦУР. Приложения, применяемые в сферах обработки естественного языка, компьютерного зрения и предиктивной аналитики, могут принести пользу в таких областях, как гендерное равенство, сохранение культуры, а также образование и трудоустройство молодежи. Аналогично, ИИ может оптимизировать управление водными ресурсами, потребление энергии и городское планирование в целях решения проблем быстрой урбанизации и изменения климата. Согласовав развитие технологий ИИ с целями устойчивого развития, Саудовская Аравия может раскрыть потенциал ИИ в вопросе создания устойчивых, адаптогенных и инклюзивных «умных городов», эффективно отвечающих на социокультурные вызовы. Результаты этого исследования имеют значение не только для Саудовской Аравии, и для других стран региона, но и за его пределами, подчеркивая важность интеграции ИИ для достижения целей устойчивого развития и повышения качества жизни. |
|
48–79
|
Это исследование изучает социальное восприятие ChatGPT в Twitter, сравнивая подходы в странах Глобального Юга (Индия и Турция) и Глобального Севера (Великобритания и США). Используется подход «текст как данные», включающий анализ тональности высказываний, анализ текста и тематическое моделирование твитов на английском языке, содержащих слово «ChatGPT», собранных в период с 1 января по 1 июня 2023 года. Для анализа тональности применяется словарь тональности VADER, а для текстового анализа и тематического моделирования используются n-граммы и BERTopic соответственно. Анализ тональности выявляет в целом позитивное восприятие ChatGPT в обоих регионах, хотя также выражаются опасения по поводу возможных негативных последствий. Текстовый анализ и тематическое моделирование показывают, что дискуссии сосредоточены вокруг крупных технологических компаний и ведущих фигур, при этом страны Глобального Севера больше акцентируют внимание на отраслевом применении и технических аспектах, тогда как Глобальный Юг оценивает ChatGPT в контексте местных языков и культур. Результаты исследования демонстрируют, что социокультурные различия и межрегиональные уровни технологического развития отражаются и в социальном восприятии ChatGPT. Исследование вносит вклад в понимание раннего восприятия генеративного искусственного интеллекта и подчеркивает важность учета вопросов конфиденциальности, разработки культурно совместимых решений и изучения потенциального влияния ChatGPT в различных областях. |
|
80–112
|
Первоначально задуманный как инструмент управленческого совершенствования и содействия социальной инклюзии, Aadhaar стал сочетанием инструментов, несущим серьезные последствия для индийского общества. Включенный в исследование основанной на технологиях системы государственного администрирования, Aadhaar раскрывает запутанный механизм, который ставит соответствующие вопросы, касающиеся надзора, управления и идентичности. В исследовании, опирающемся на интервью, анализ обработки данных и постколониализм, ставится цель показать работу Aadhaar в индийском обществе, разобрав его парадоксальное действие одновременно в качестве инструмента управления и идентификационного надзора. Несмотря на обещание Aadhaar сделать льготы легкодоступными, его практические возможности представляют собой проблему, например, из-за наличия дубликатов удостоверений личности или активных учетных записей умерших людей. Подобное развитие событий вызывает соответствующие опасения по поводу массовой слежки и приватизации государственных функций частными компаниями, такими как OnGrid и Khosla Labs, что, в свою очередь, ставит важные вопросы этики и подотчетности. По сравнению с другими глобальными режимами, такими как GDPR или Social Security Systev, в Aadhaar отсутствуют строгие механизмы защиты частной жизни физических лиц и обеспечения подотчетности и всех необходимых уровней прозрачности. Надзорные механизмы Aadhaar, основанные на концепции паноптикона у Фуко, нормализуют возможности государства по мониторингу и контролю граждан при помощи биометрической слежки. Это переводит инклюзию в область новой формы управления идентичностью, где те, кто обладает меньшими шансами на одобрение и признание — например, мигранты, бедняки, лица, лишенные доступа к банковским услугам — снова оказываются в аналитически более управляемой и удобной среде социального исключения. Понятие гибридности из работ Х. Бабы позволяет по-иному взглянуть на действие Aadhaar в постколониальном контексте: оно изменчиво и должно постоянно переопределяться в процессе надзора. Критический постколониальный анализ, проведенный Эдвардом Саидом, показывает, как Aadhaar мимикрирует под колониальные системы категоризации, еще больше усиливая властные иерархии и систематическое, институциональное исключение. По мере того, как Aadhaar все больше формирует индийскую идентичность, он делает это не просто как инструмент социальной инклюзии, а как система, которая систематически помещает граждан под надзор, превращая их идентичность в синоним проверки и регулирования, нормализуя власть слежки и контроля без всякого их выбора либо согласия. |
|
113–139
|
Данное исследование рассматривает интерпретацию и воспроизводство элементов индийской культуры современными системами формирования изображений, основанными на искусственном интеллекте, на примере сравнительного анализа трех крупных ИИ-платформ: Stable Diffusion, Flux и Midjourney. Несмотря на примечательные технические возможности, продемонстрированные данными системами, их обращение с элементами незападных культур остается недостаточно изученным. Мы представляем новую методологическую рамку из визуальной социальной семиотики и цифровой антропологии для анализа сгенерированных искусственным интеллектом изображений по множеству параметров, таких как точность репрезентации, учет культурных особенностей и динамика отношений власти. Проведенный нами систематический анализ изображений, генерируемых в ходе постоянно усложняющихся запросов, выявляет наличие значительных шаблонов, возникающих при репрезентации культуры данными системами. Результаты исследования говорят о том, что, несмотря на различающееся техническое совершенство, показываемое этими платформами, они всякий раз демонстрируют предвзятость в производстве человеческих образов, особенно в части их гендерной, классовой и этнической идентичности. Анализ раскрывает систематическое упрощение сложных культурных элементов и неизменно сохраняющуюся ориенталистскую перспективу, несмотря на развитие технических возможностей. Предлагаемые выводы свидетельствуют о том, что для настоящего воспроизводства культуры недостаточно одного лишь технического совершенства; необходимо скорее фундаментальное переосмысление того, как данные системы обрабатывают и понимают культурную информацию. Данное исследование предлагает как теоретический вклад в вопросы цифровой репрезентации культур, так и практические выводы для разработки более внимательных к культурным особенностям систем искусственного интеллекта, а также показывает важные области для совершенствования технической архитектуры моделей генерации изображений. |
|
140–172
|
Несмотря на стремительную интеграцию искусственного интеллекта во всемирное образование, роль социокультурных и демографических факторов в этом процессе в таких культурно разнообразных странах как, например, ОАЭ остается недостаточно изученной. В данном исследовании изучаются доступность, удобство использования и применимость инструментов генеративного ИИ (Gen AI), таких как ChatGPT, в высшем образовании на примере студентов из университетов в Эмиратах. Используя смешанную исследовательскую методологию, с помощью демографических исследований и структурированных размышлений, базирующихся на рефлексивном цикле Гиббса, были получены данные 83 студентов. Количественный анализ показал тесную связь между использованием генеративного искусственного интеллекта и такими демографическими и образовательными факторами, как тип старшей школы, гендер и академическая успеваемость, сочетающимися с некоторой зависимостью от отцовского образовательного уровня. Учащиеся международных частных школ сообщили о более частом повседневном использовании ИИ, в то время как женщины делали это более регулярно, что подчеркивает влияние образовательного уровня и гендерных различий на внедрение новых технологий. Тематический анализ выявил в качестве ключевой темы проблему общей доступности. При этом учащиеся подчеркивали преимущества мгновенной обратной связи и экономии времени при использовании инструментов генеративного ИИ. Исследование простоты и удобства использования генеративного искусственного интеллекта показало, что студентам нравится насыщенная обратная связь и то, как ИИ может просто излагать сложные идеи. Однако они столкнулись с такими проблемами как чувствительность запроса и необходимость проверки конечного результата. Результаты проверки общей применимости генеративного ИИ продемонстрировали помощь ChatGPT в создании контента, улучшении языка и организации учебного материала, но также вывили сложность следования отдельным правилам конкретных заданий. Данное исследование вносит вклад в литературу по теме, рассматривая социально-демографические факторы, влияющие на внедрение генеративного ИИ в такой культурно разнообразной среде, как ОАЭ. Результаты показывают, что навыки ИИ -грамотности и критической оценки искусственного интеллекта должны преподаваться в школах, а также необходима стратегия обеспечения всеобщего и равного доступа к ИИ-инструментам. Рекомендации направлены на помощь преподавателям в использовании потенциала генеративного ИИ, смягчая при этом его вызовы для высшего образования. |
|
173–195
|
В рамках данного круглого стола редакторы специального выпуска организовали критический диалог между ведущими учеными в области социологии, критических исследований коммуникации, культурологии, критических исследований в сфере управления и устойчивого развития, чтобы обсудить проблемы, с которыми сталкивается Глобальный Юг при внедрении искусственного интеллекта. В ходе беседы исследуется неравенство возможностей Глобального Севера и Глобального Юга с точки зрения ИИ-нарративов, а также ведется поиск альтернативных форм и методов управления искусственным интеллектом в ситуации Глобального Юга. Крайне критически и с осторожностью относясь к внедрению искусственного интеллекта на Глобальном Юге, участники дискуссии уделяют приоритетное внимание вопросам прав человека, этики, равенства, инклюзивности и устойчивости исторически обособленных сообществ и социальных групп региона. |
Статьи
|
196–220
|
«Социальное пространство» — ключевая идея социологии Пьера Бурдье. Согласно этой идее, социальная действительность в её объективистском аспекте фундаментально характеризуется многомерным распределением агентов по социальным позициям. Метатеоретическим принципом социологии Бурдье является тезис о том, что, постулируя существование пространственной структуры, можно разрешить эпистемические трудности, с которыми сталкиваются социологические концепции, поддерживающие плоскую онтологию в рамках объектно-ориентированного реализма. Пространственная структура используется для ответа на три важных вызова: первый связан с тенденцией субстантивации социального порядка и социальных явлений, второй — с атрибутивизмом, редуцирующим отношения к свойствам, а третий — с доминированием позитивистской методологии в социологии. Хотя Бурдьё декларирует, что пространственная структура может быть интерпретирована в терминах социологического исследования как социальное пространство, он выходит за рамки эмпирических обобщений. В статье изучается онтология идеи социального пространства. Авторы утверждают, что постулируемая пространственная структура, в отношении которой социологи должны быть реалистами, — это метафизическая сущность, которая не может быть полностью подтверждена наукой. Чтобы не уводить метафизический постулат слишком далеко от научной практики, фундаментальная структура социальной действительности отождествляется Бурдьё с топологической структурой, заимствованной из математики. Топологическая структура проявляет себя как нефеноменологический закон, описывающий отношения социальных позиций, понимаемых как точки социального пространства. Идея социального пространства утверждает примат топологической структуры над социальными позициями, которые не существуют до или отдельно от существования структуры. В статье рассматриваются три слоя онтологии «социального пространства»: математический, теоретический и эмпирический. |
|
221–248
|
Авторы статьи характеризуют вклад философа Павла Новгородцева в становление российской философии права, в развитие моральной и этической традиции права, являвшейся философским обоснованием доктрины «нового либерализма» и прав человека. Эта традиция была авторитетной как в позднеимперской России, так и в Европе, куда Новгородцев эмигрировал в 1920 г. и где он основал юридический институт (факультет) при Карловом университете (Чехословацкая республика). Авторы впервые предприняли попытку рассмотреть философию права Новгородцева как целостную этическую концепцию с учетом ее развития в завершающий период его жизни. Статья является одной из первых в академической литературе аргументаций идеи, что воззрения Новгородцева необходимо интерпретировать в контексте как либерально-философского, так и религиозно-философского подходов к правопониманию, и оба этих подхода взаимодополняют друг друга, сыграв существенную роль в истории политико-правовой мысли России и Европы XX столетия. Вклад Новгородцева в интеллектуальную мысль России и Европы заключался также в обосновании содержания социальных утопий, в частности, большевизма и коммунизма, характеризовавшихся отказом от права и правовой традиции. Исследование базируется на широком круге источников, включающих труды П. Новгородцева и документы личного происхождения, в частности, его переписку. |
Рецензии
|
249–258
|
Публикации последних лет и десятилетий показывают, что помимо написания монографических исследований и издания сборников статей, значительная часть которых была первоначально опубликована в различных гуманитарных изданиях, Ханна Арендт (1906 — 1975) на протяжении всей своей академической карьеры в США активно использовала также жанр отдельных лекционных выступлений для разъяснения и популяризации идей своей политической философии и своего подхода к актуальным проблемам современности. Их публикация позволяет во многом по-новому взглянуть на важные аспекты ее представлений о мире политического и о роли политической свободы, преломляющейся в словах и поступках людей в этом общем для них мире. В центре внимания данной статьи находятся лекции Арендт 1960-х годов, посвященные прояснению замысла двух ее ключевых политических работ второй половины 1950-х — начала 1960-х — «The Human Condition» (1958) и «On Revolution» (1963), — а также интерпретации центральных для дискурса ее политической философии понятий действия (Action), свободы (Freedom), политики (Politics) и революции (Revolution). Особое внимание в статье уделяется предложенному Арендт в этих лекциях толкованию свободы человека как дара (gift) и чуда (miracle), негативная работа которой в мире человеческих слов и дел заключается в прерывании автоматизма инерционных процессов социального воспроизводства, а позитивная — в «спасении» (salvation) общего мира политического для ныне живущих и будущих поколений. |
|
259–266
|
Рецензия на книгу: Mearsheimer J. J., Rosato S. (2023). How States Think: The Rationality of Foreign Policy. New Haven and London: Yale University Press. — 304 pp. ISBN 978-0-30026-930-7. |
|
267–273
|
Рецензия на книгу: Richard Sakwa (2023). The Lost Peace: How the West Failed to Prevent a Second Cold War, Yale University Press: New Haven & London. |
|