TY - JOUR TI - Реальность sui generis: вещи в онтологии Дюркгейма T2 - Социологическое обозрение IS - Социологическое обозрение KW - Эмиль Дюркгейм KW - вещь KW - гетерогенность KW - редукционизм KW - несводимость KW - сопротивление KW - Латур KW - исследование науки и технологий AB - В статье я выявляю ограничения критики пресловутого редукционизма Эмиля Дюркгейма, в частности, представленной Брюно Латуром в акторно-сетевой теории, и делаю предварительные наброски онтологии гетерогенности для социологии Дюркгейма. Эта онтология выстраивается вокруг понятия вещи (chose). При этом важным в этом онтологическом проекте является различение материальных объектов и реальности sui generis — социальных вещей. Реальность здесь определяется комплексным сопротивлением различных социальных и материальных вещей, эмоций, ландшафтов и других онтологических порядков. Именно в такой онтологии появляются множественные и ситуативные сборки, а также динамические напряжения между вещами. При этом у Дюркгейма не только люди, но и все вещи обладают агентностью. Вещи действуют и воспринимают, обладают привязанностью, самосознанием и другими чертами, которые традиционно приписывали только человеческим акторам. Я утверждаю, что вещи разной «природы» в гетерогенной онтологии не смог разглядеть апологет нечеловеческих существ и сущностей Брюно Латур, обрушив «дружественный огонь» на социологический проект Дюркгейма. В этом смысле при более внимательном и, возможно, более комплексном прочтении вместо «козла отпущения» классик со своими вещами sui generis легко мог бы стать потенциальным союзником в исследованиях науки и технологий (STS). Существенное преимущество гетерогенной онтологии Дюркгейма перед различными подходами в STS заключается в том, что классик прорабатывает условия существования и сопротивления социальных вещей. AU - Д. Сивков UR - https://sociologica.hse.ru/2024-23-3/968991974.html PY - 2024 SP - 9-24 VL - 23