@ARTICLE{27043461_910290833_2024, author = {Е. Ненадыщук}, keywords = {, взаимозависимость, уязвимость, прекарность, прекаризация, телесная онтологияДж. Батлер}, title = {От телесной онтологии к этике ненасилия: роль уязвимости как взаимозависимости в этико-политической мысли Джудит Батлер}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2024}, volume = {23}, number = {1}, pages = {279-301}, url = {https://sociologica.hse.ru/2024-23-1/910290833.html}, publisher = {}, abstract = {За первые десятилетия XXI века проблематика уязвимости в связи с «аффективным поворотом» и ростом социальной, политической и экономической нестабильности стала предметом социальных наук, в том числе социальной и политической теории. Значительную роль в ее осмысление внесли представители феминистской моральной и политической философии, описывающие уязвимость как универсальную и фундаментальную черту человека. В статье в предложенной американским философом Джудит Батлер телесной онтологии эксплицируется концепция уязвимости как онтологического состояния взаимозависимости и критически анализируется релевантность выведения из этой онтологии этико-политических обязательств. Для решения этой задачи используется метод концептуального анализа, позволяющий раскрыть понятийное содержание ключевых категорий телесной онтологии Батлер. Первая часть статьи посвящена рассмотрению реляционной телесной онтологии Батлер и ее связи с этико-политическими размышлениями философа, для чего выделяются два уровня: собственно онтологический и социальный. Во второй части анализируются три ключевые категории предложенной онтологии: взаимозависимость, уязвимость и прекарность. Описано применение этих категорий в критике либеральных представлений о субъекте как автономном, суверенном и независимом индивиде. Наконец, в третьей части анализируется аргументация Батлер в обосновании этики ненасилия через обращение к состояниям уязвимости и взаимозависимости. На основе проведенного анализа автор приходит к выводам, что этика ненасилия для Батлер является средством проблематизации данных онтологических состояний с целью поддержки политического эгалитаризма и опровержения либеральных воззрений о человеке как отдельном индивидууме. Разработанная Батлер телесная онтология может стать успешным теоретическим инструментом как для критики устоявшихся представлений о социальной субъективности, так и для исследования фундаментальных оснований существования социума, которые остаются незаметными с позиции индивидуалистических взглядов на человека.}, annote = {За первые десятилетия XXI века проблематика уязвимости в связи с «аффективным поворотом» и ростом социальной, политической и экономической нестабильности стала предметом социальных наук, в том числе социальной и политической теории. Значительную роль в ее осмысление внесли представители феминистской моральной и политической философии, описывающие уязвимость как универсальную и фундаментальную черту человека. В статье в предложенной американским философом Джудит Батлер телесной онтологии эксплицируется концепция уязвимости как онтологического состояния взаимозависимости и критически анализируется релевантность выведения из этой онтологии этико-политических обязательств. Для решения этой задачи используется метод концептуального анализа, позволяющий раскрыть понятийное содержание ключевых категорий телесной онтологии Батлер. Первая часть статьи посвящена рассмотрению реляционной телесной онтологии Батлер и ее связи с этико-политическими размышлениями философа, для чего выделяются два уровня: собственно онтологический и социальный. Во второй части анализируются три ключевые категории предложенной онтологии: взаимозависимость, уязвимость и прекарность. Описано применение этих категорий в критике либеральных представлений о субъекте как автономном, суверенном и независимом индивиде. Наконец, в третьей части анализируется аргументация Батлер в обосновании этики ненасилия через обращение к состояниям уязвимости и взаимозависимости. На основе проведенного анализа автор приходит к выводам, что этика ненасилия для Батлер является средством проблематизации данных онтологических состояний с целью поддержки политического эгалитаризма и опровержения либеральных воззрений о человеке как отдельном индивидууме. Разработанная Батлер телесная онтология может стать успешным теоретическим инструментом как для критики устоявшихся представлений о социальной субъективности, так и для исследования фундаментальных оснований существования социума, которые остаются незаметными с позиции индивидуалистических взглядов на человека.} }