@ARTICLE{27043461_910290425_2024, author = {М. Мирошниченко and Е. Коростиченко and Д. Ноздрачев}, keywords = {, паллиативная помощь детям, духовность, религиозность, мировоззрение, глубинное интервьюинтерпретативный феноменологический анализ}, title = {Особенности мировоззрения врачей паллиативной помощи детям: интерпретативный феноменологический анализ}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2024}, volume = {23}, number = {1}, pages = {160-184}, url = {https://sociologica.hse.ru/2024-23-1/910290425.html}, publisher = {}, abstract = {Паллиативная помощь детям — мультидисциплинарная отрасль медицины и здравоохранения, включающая как биомедицинские техники помощи пациентам, так и социальные и психологические практики. При этом ее цель отличается от целей куративного подхода в медицине и преимущественно заключается в облегчении страдания пациентов. Нами был использован качественный метод интерпретативного феноменологического анализа (ИФА), который дает возможность раскрыть «внутренние», эмоциональные и экзистенциально значимые измерения личностного и интерсубъективного опыта респондентов. Данный метод позволяет описать «инсайдерскую» перспективу изучаемого сообщества. В статье приведены результаты ИФА интервью девяти врачей паллиативной помощи детям, работающих в системе российского здравоохранения и проходивших профильные курсы повышения квалификации. Целями исследования было установление наиболее субъективно значимых для специалистов-врачей паллиативной помощи детям факторов, влияющих на этикокоммуникативные аспекты взаимодействия с пациентами и их родителями, и выявление волнующих специалистов проблем и вопросов, с акцентом на мировоззренческие. Полуструктурированные интервью проводились с использованием специально разработанного опросника и затрагивали в основном темы и вопросы мировоззренческих ориентаций врачей паллиативной помощи (в том числе роли веры и религии) в контексте коммуникации с пациентами и их родителями. В результате установлено, что врачам свойственна оценка своей работы как призвания, в ряде случаев — с прямо религиозной атрибуцией, что частью респондентов используется как оправдание своей деятельности перед критически настроенным окружением. Субъективно большинство респондентов оценивает себя как православных христиан, вместе с тем акцентируя внимание на «нефанатичном» характере своей веры. Вместе с тем респонденты отмечают существенное влияние религиозности родителей на коммуникативные паттерны и принятие неизбежных исходов заболеваний. Большинство респондентов отмечают высокую потребность в наличии в хосписе духовника. Респонденты не обязательно настаивают, чтобы духовник являлся священником, но его фигура в описаниях врачей имеет отчетливые конфессиональные черты.}, annote = {Паллиативная помощь детям — мультидисциплинарная отрасль медицины и здравоохранения, включающая как биомедицинские техники помощи пациентам, так и социальные и психологические практики. При этом ее цель отличается от целей куративного подхода в медицине и преимущественно заключается в облегчении страдания пациентов. Нами был использован качественный метод интерпретативного феноменологического анализа (ИФА), который дает возможность раскрыть «внутренние», эмоциональные и экзистенциально значимые измерения личностного и интерсубъективного опыта респондентов. Данный метод позволяет описать «инсайдерскую» перспективу изучаемого сообщества. В статье приведены результаты ИФА интервью девяти врачей паллиативной помощи детям, работающих в системе российского здравоохранения и проходивших профильные курсы повышения квалификации. Целями исследования было установление наиболее субъективно значимых для специалистов-врачей паллиативной помощи детям факторов, влияющих на этикокоммуникативные аспекты взаимодействия с пациентами и их родителями, и выявление волнующих специалистов проблем и вопросов, с акцентом на мировоззренческие. Полуструктурированные интервью проводились с использованием специально разработанного опросника и затрагивали в основном темы и вопросы мировоззренческих ориентаций врачей паллиативной помощи (в том числе роли веры и религии) в контексте коммуникации с пациентами и их родителями. В результате установлено, что врачам свойственна оценка своей работы как призвания, в ряде случаев — с прямо религиозной атрибуцией, что частью респондентов используется как оправдание своей деятельности перед критически настроенным окружением. Субъективно большинство респондентов оценивает себя как православных христиан, вместе с тем акцентируя внимание на «нефанатичном» характере своей веры. Вместе с тем респонденты отмечают существенное влияние религиозности родителей на коммуникативные паттерны и принятие неизбежных исходов заболеваний. Большинство респондентов отмечают высокую потребность в наличии в хосписе духовника. Респонденты не обязательно настаивают, чтобы духовник являлся священником, но его фигура в описаниях врачей имеет отчетливые конфессиональные черты.} }