@ARTICLE{27043461_910290218_2024, author = {А. Яркеев}, keywords = {, катехон, христианство, политика, политический реализм, политическая теологиямировой порядок}, title = {Катехон как теолого-политическая парадигма мирового порядка}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2024}, volume = {23}, number = {1}, pages = {135-159}, url = {https://sociologica.hse.ru/2024-23-1/910290218.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена исследованию возможности репрезентации мирового порядка в теолого-политической оптике на основе христианского учения о катехоне как сдерживающей наступление конца света силы. Эвристический потенциал данного подхода выражается, во-первых, в демонстрации мирового порядка как пространственно-политической проекции катехонической темпоральности, во-вторых, в рецепции политического реализма в облике «политического катехонизма». Для этой цели сначала осуществлен краткий историко-герменевтический экскурс в проблему интерпретации Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам и предложен эскиз концептуальной реконструкции, предъявляющей его в качестве квинтэссенции новозаветного политического реализма. Кульминацией данной традиции является представление К. Шмитта о катехоне как исторической силе, (вос)производящей пространственно-временной порядок христианской империи, распад которой привел к превращению катехона в секулярное государство безопасности. Влияние шмиттовского учения о катехоне на реалистский подход к миропорядку прослеживается, в частности, в восприятии Г. Моргентау международной системы баланса сил через призму понятия «держатель баланса» (the holder of the balance), фактически являющегося калькой с понятия «удерживающего». В заключении утверждается мысль о безальтернативности в обозримой перспективе идеи исторической силы, сдерживающей в глобальном масштабе политическую аномию и отсрочивающей финальную катастрофу, даже если ради этого ей приходится прибегать к парадоксальной стратегии «апокалипсис против апокалипсиса». С этой точки зрения различные варианты архитектуры мирового порядка не затрагивают принципиальным образом его теологические (катехонические) основания.}, annote = {Статья посвящена исследованию возможности репрезентации мирового порядка в теолого-политической оптике на основе христианского учения о катехоне как сдерживающей наступление конца света силы. Эвристический потенциал данного подхода выражается, во-первых, в демонстрации мирового порядка как пространственно-политической проекции катехонической темпоральности, во-вторых, в рецепции политического реализма в облике «политического катехонизма». Для этой цели сначала осуществлен краткий историко-герменевтический экскурс в проблему интерпретации Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам и предложен эскиз концептуальной реконструкции, предъявляющей его в качестве квинтэссенции новозаветного политического реализма. Кульминацией данной традиции является представление К. Шмитта о катехоне как исторической силе, (вос)производящей пространственно-временной порядок христианской империи, распад которой привел к превращению катехона в секулярное государство безопасности. Влияние шмиттовского учения о катехоне на реалистский подход к миропорядку прослеживается, в частности, в восприятии Г. Моргентау международной системы баланса сил через призму понятия «держатель баланса» (the holder of the balance), фактически являющегося калькой с понятия «удерживающего». В заключении утверждается мысль о безальтернативности в обозримой перспективе идеи исторической силы, сдерживающей в глобальном масштабе политическую аномию и отсрочивающей финальную катастрофу, даже если ради этого ей приходится прибегать к парадоксальной стратегии «апокалипсис против апокалипсиса». С этой точки зрения различные варианты архитектуры мирового порядка не затрагивают принципиальным образом его теологические (катехонические) основания.} }