@ARTICLE{27043461_910284176_2024, author = {Д. Куракин}, keywords = {, катексис, культура, эмоции, аффект, сакральное, культурсоциология, социология культуры и познаниякогнитивные процессы}, title = {Катектические механизмы культуры. Часть 2}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2024}, volume = {23}, number = {1}, pages = {9-39}, url = {https://sociologica.hse.ru/2024-23-1/910284176.html}, publisher = {}, abstract = {Работа посвящена изложению и обоснованию новой исследовательской программы, нацеленной на признание конститутивной роли эмоций, аффекта и их интенсивности в формировании культурных смыслов. Она противостоит широкой традиции, сводящей культуру к информации, культурные процессы — к кодированию, передаче и обработке этой информации, а эмоции — к своего рода «топливу», усиливающему эти процессы в социальной жизни. В основе этой программы лежит реинтерпретация понятия «катексис», определенного как базовое свойство культуры, состоящее в том, что эмоции, производимые в социальных взаимодействиях, могут прикрепляться к разного рода объектам — вещам, идеям, представлениям, символам, телам и их частям, пространственным (таким как, например, территории) и темпоральным (таким как события) феноменам. На основе анализа, представленного в первой части статьи, во второй части выделены две базовые валентности катектических механизмов культуры (пиетическая и трансгрессивная) и сформулированы пять общих свойств катексиса (постоянство, принцип фармации, производство границ, ситуативность и эмерджентность). С опорой на эту позитивную программу произведен краткий обзор существующих теорий, имеющих дело с эмоциональным измерением культуры. Для удобства организации материала он структурирован в виде трех тематических подразделов: восприятие; идентичность и изменение социального порядка; и энергетика социального действия. Показано, что теория катексиса может стать общим знаменателем этих намечающихся подходов, усилить их потенциал и приблизиться к более адекватному пониманию эмоционального измерения культуры в социологии.}, annote = {Работа посвящена изложению и обоснованию новой исследовательской программы, нацеленной на признание конститутивной роли эмоций, аффекта и их интенсивности в формировании культурных смыслов. Она противостоит широкой традиции, сводящей культуру к информации, культурные процессы — к кодированию, передаче и обработке этой информации, а эмоции — к своего рода «топливу», усиливающему эти процессы в социальной жизни. В основе этой программы лежит реинтерпретация понятия «катексис», определенного как базовое свойство культуры, состоящее в том, что эмоции, производимые в социальных взаимодействиях, могут прикрепляться к разного рода объектам — вещам, идеям, представлениям, символам, телам и их частям, пространственным (таким как, например, территории) и темпоральным (таким как события) феноменам. На основе анализа, представленного в первой части статьи, во второй части выделены две базовые валентности катектических механизмов культуры (пиетическая и трансгрессивная) и сформулированы пять общих свойств катексиса (постоянство, принцип фармации, производство границ, ситуативность и эмерджентность). С опорой на эту позитивную программу произведен краткий обзор существующих теорий, имеющих дело с эмоциональным измерением культуры. Для удобства организации материала он структурирован в виде трех тематических подразделов: восприятие; идентичность и изменение социального порядка; и энергетика социального действия. Показано, что теория катексиса может стать общим знаменателем этих намечающихся подходов, усилить их потенциал и приблизиться к более адекватному пониманию эмоционального измерения культуры в социологии.} }