@ARTICLE{27043461_883775938_2023, author = {Д. Балашов}, keywords = {, теории справедливости, теории глобальной справедливости, моральный космополитизм, политический космополитизм, этатизмминимальная гуманистическая мораль}, title = {Теория глобальной справедливости Томаса Нагеля}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2023}, volume = {22}, number = {4}, pages = {83-106}, url = {https://sociologica.hse.ru/2023-22-4/883775938.html}, publisher = {}, abstract = {Одним из ключевых вопросов либеральной философии XX-XXI вв. стали так называемые современные теории справедливости, в которых необходимо выделить область, посвященную проблеме глобальной теории справедливости, ставшей наиболее актуальной к концу XX — началу XXI в. Среди либеральных теорий глобальной справедливости сложилось множество конкурирующих концепций, которые можно объединить в три больших направления: «моральный космополитизм», «политический космополитизм» и «этатизм». Одной из наиболее влиятельных теорий в рамках этатистского подхода стала концепция глобальной справедливости американского философа Томаса Нагеля, гоббсианская по своему духу. Взяв основные положения теории Гоббса, Нагель значительно изменил заложенные Гоббсом идеи. Это позволило Нагелю, во-первых, апеллировать к принципам эгалитарной справедливости на государственном уровне, а во-вторых, отстаивать позицию, что международные отношения не являются территорией морального вакуума. Итогом таких изменений стала двухуровневая этическая теория, в которой справедливость может существовать исключительно в рамках отдельных государств, а на надгосударственном уровне действуют требования минимальной гуманистической морали. Следствием этого стало то, что на уровне отдельных государств теория Нагеля оказалась крайне логичной и убедительной, выдерживающей критику со стороны оппонентов, в то время как на надгосударственном уровне требования минимальной гуманистической морали оказались мало проработанными и соотнесенными с уровнем справедливости в границах отдельных государств. Все это привело к двойственному отношению к теории Нагеля. В настоящей статье рассматривается глобальная теория справедливости Нагеля, критика и дискуссия вокруг этатистских аргументов Нагеля, а также высказываются критические замечания, касающиеся проблем и перспектив глобальной концепции справедливости американского философа.}, annote = {Одним из ключевых вопросов либеральной философии XX-XXI вв. стали так называемые современные теории справедливости, в которых необходимо выделить область, посвященную проблеме глобальной теории справедливости, ставшей наиболее актуальной к концу XX — началу XXI в. Среди либеральных теорий глобальной справедливости сложилось множество конкурирующих концепций, которые можно объединить в три больших направления: «моральный космополитизм», «политический космополитизм» и «этатизм». Одной из наиболее влиятельных теорий в рамках этатистского подхода стала концепция глобальной справедливости американского философа Томаса Нагеля, гоббсианская по своему духу. Взяв основные положения теории Гоббса, Нагель значительно изменил заложенные Гоббсом идеи. Это позволило Нагелю, во-первых, апеллировать к принципам эгалитарной справедливости на государственном уровне, а во-вторых, отстаивать позицию, что международные отношения не являются территорией морального вакуума. Итогом таких изменений стала двухуровневая этическая теория, в которой справедливость может существовать исключительно в рамках отдельных государств, а на надгосударственном уровне действуют требования минимальной гуманистической морали. Следствием этого стало то, что на уровне отдельных государств теория Нагеля оказалась крайне логичной и убедительной, выдерживающей критику со стороны оппонентов, в то время как на надгосударственном уровне требования минимальной гуманистической морали оказались мало проработанными и соотнесенными с уровнем справедливости в границах отдельных государств. Все это привело к двойственному отношению к теории Нагеля. В настоящей статье рассматривается глобальная теория справедливости Нагеля, критика и дискуссия вокруг этатистских аргументов Нагеля, а также высказываются критические замечания, касающиеся проблем и перспектив глобальной концепции справедливости американского философа.} }