@ARTICLE{27043461_843296258_2023, author = {Т. Киенко}, keywords = {, люди старшего возраста, социальное участие, вовлечение, вовлеченность, социально-потребительскийинклюзивный}, title = {Социальное участие людей старшего возраста: подходы к анализу и инструменты оценки}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2023}, volume = {22}, number = {2}, pages = {225-260}, url = {https://sociologica.hse.ru/2023-22-2/843296258.html}, publisher = {}, abstract = {Исследования социального участия людей старшего возраста не так давно вошли в поле российской социологии; концепт, подходы и эмпирические индикаторы являются дискуссионными, значительный зарубежный опыт не представлен в отечественном научном пространстве. Цель статьи — системно описать современные подходы к анализу, измерению и оценке социального участия людей старшего возраста. Среди зарубежных подходов к анализу «social participation» известны социологический и политический, в исследованиях участия людей старшего возраста применяются соотносимые, но более гибкие социально-потребительский, инклюзивный и empowerment-подходы, каждый предлагает собственное содержание концепта, арсенал методов и измерительных процедур. Социально-потребительский подход (social consumer) рассматривает социальное участие человека старшего возраста как способ удовлетворения его базовых личностно-значимых потребностей и опирается на типовые методики оценки функциональности и здоровья. Инклюзивный подход ориентирован на участие как инструмент социальной интеграции и самореализации, сочетает количественные и качественные опросные методы. Empowerment-подход обращен к пожилому человеку как к субъекту социальных изменений, опирается на критический анализ вовлеченности с опорой на методологию гражданского участия, в т.ч. через призму доступа к ресурсам, власти, самому участию. Понимание участия в старшем возрасте как многообразия видов деятельности всех уровней (от вовлечения до вовлеченности) и форм (прямых и опосредованных, публичных и непубличных) на основе интеграции социально-потребительского, инклюзивного и empowerment-подходов позволяет гибко учитывать личностные, социально-средовые и институциональные факторы участия, замечать «невидимый» вклад и переосмысливать стереотипы социальной пассивности пожилых людей, конструируя пространства участия на принципах дружественности к возрасту, со-продуктивности, позволяя людям старшего возраста выступать и чувствовать себя социальными субъектами.}, annote = {Исследования социального участия людей старшего возраста не так давно вошли в поле российской социологии; концепт, подходы и эмпирические индикаторы являются дискуссионными, значительный зарубежный опыт не представлен в отечественном научном пространстве. Цель статьи — системно описать современные подходы к анализу, измерению и оценке социального участия людей старшего возраста. Среди зарубежных подходов к анализу «social participation» известны социологический и политический, в исследованиях участия людей старшего возраста применяются соотносимые, но более гибкие социально-потребительский, инклюзивный и empowerment-подходы, каждый предлагает собственное содержание концепта, арсенал методов и измерительных процедур. Социально-потребительский подход (social consumer) рассматривает социальное участие человека старшего возраста как способ удовлетворения его базовых личностно-значимых потребностей и опирается на типовые методики оценки функциональности и здоровья. Инклюзивный подход ориентирован на участие как инструмент социальной интеграции и самореализации, сочетает количественные и качественные опросные методы. Empowerment-подход обращен к пожилому человеку как к субъекту социальных изменений, опирается на критический анализ вовлеченности с опорой на методологию гражданского участия, в т.ч. через призму доступа к ресурсам, власти, самому участию. Понимание участия в старшем возрасте как многообразия видов деятельности всех уровней (от вовлечения до вовлеченности) и форм (прямых и опосредованных, публичных и непубличных) на основе интеграции социально-потребительского, инклюзивного и empowerment-подходов позволяет гибко учитывать личностные, социально-средовые и институциональные факторы участия, замечать «невидимый» вклад и переосмысливать стереотипы социальной пассивности пожилых людей, конструируя пространства участия на принципах дружественности к возрасту, со-продуктивности, позволяя людям старшего возраста выступать и чувствовать себя социальными субъектами.} }