@ARTICLE{27043461_843295440_2023, author = {Д. Тимошкин}, keywords = {, трансграничная миграция, воображаемые сообщества, «cross-border intimacy», контагиозность, чистота, национализмцифровые медиа}, title = {Национализм, чистота и опасность: «cross-border intimacy» в российских цифровых медиа}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2023}, volume = {22}, number = {2}, pages = {154-178}, url = {https://sociologica.hse.ru/2023-22-2/843295440.html}, publisher = {}, abstract = {В статье исследуются нарративы о «трансграничной близости» в русскоязычных цифровых медиа. Проанализированы текстовые массивы, генерируемые мигрантами, рядовыми представителями принимающего сообщества и профессиональными журналистами. Выделялись и сравнивались смыслы, которыми наделялась физическая близость между мигрантами и «местными». Материал подбирался в 10 наиболее цитируемых российских интернет-СМИ, городских пабликах крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте», интернет-форумах по комбинациям ключевых слов «мигрант», «брак», «замуж», «женит», а также — этнохронимов, означающих выходцев из основных стран-доноров для РФ. Исследовательским инструментом стал качественный контент-анализ. Единицей анализа являлся или отдельный публицистический текст, или отдельное высказывание пользователя социальной сети. Установлено, что в производстве значений трансграничной близости в традиционных медиа участвуют преимущественно журналисты и бюрократия, причем первые транслируют позицию последних. В социальных медиа, помимо представителей принимающего сообщества, представлены и мигранты. В текстах социальных медиа, равно как и в медиа традиционных, в разных формах воспроизводится риторика «чистоты» и «опасности», схожая с представленным в трудах М. Дуглас описанием объектов, выпадающих из конвенциональных социальных категорий. В профессиональных медиа трансграничная близость рассматривается как угроза целостности воображаемого сообщества, метафорически представленного как женское тело. Физический контакт с «чужаком», прежде всего — «нашей» женщины с «чужим» мужчиной, рассматривается в текстах медиа как орудие борьбы за «право на город», как контагиозный обряд, в результате которого «чужак» заражает инаковостью принимающее сообщество в целом и пространство, с которым оно себя ассоциирует. Эти страхи используются как оправдание символических и физических интервенций, направленных на то, чтобы предотвратить подобные контакты и нивелировать их последствия. Что характерно, подобный националистический нарратив в социальных медиа могут воспроизводить как представители принимающего сообщества, так и выходцы из стран СНГ. Особенностью же социальных медиа является регулярное оспаривание нарратива о необходимости поддерживать «чистоту нации», причем гипотетически, в основном со стороны представителей «советских» поколений, а оспаривают — молодые люди, в особенности женщины.}, annote = {В статье исследуются нарративы о «трансграничной близости» в русскоязычных цифровых медиа. Проанализированы текстовые массивы, генерируемые мигрантами, рядовыми представителями принимающего сообщества и профессиональными журналистами. Выделялись и сравнивались смыслы, которыми наделялась физическая близость между мигрантами и «местными». Материал подбирался в 10 наиболее цитируемых российских интернет-СМИ, городских пабликах крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте», интернет-форумах по комбинациям ключевых слов «мигрант», «брак», «замуж», «женит», а также — этнохронимов, означающих выходцев из основных стран-доноров для РФ. Исследовательским инструментом стал качественный контент-анализ. Единицей анализа являлся или отдельный публицистический текст, или отдельное высказывание пользователя социальной сети. Установлено, что в производстве значений трансграничной близости в традиционных медиа участвуют преимущественно журналисты и бюрократия, причем первые транслируют позицию последних. В социальных медиа, помимо представителей принимающего сообщества, представлены и мигранты. В текстах социальных медиа, равно как и в медиа традиционных, в разных формах воспроизводится риторика «чистоты» и «опасности», схожая с представленным в трудах М. Дуглас описанием объектов, выпадающих из конвенциональных социальных категорий. В профессиональных медиа трансграничная близость рассматривается как угроза целостности воображаемого сообщества, метафорически представленного как женское тело. Физический контакт с «чужаком», прежде всего — «нашей» женщины с «чужим» мужчиной, рассматривается в текстах медиа как орудие борьбы за «право на город», как контагиозный обряд, в результате которого «чужак» заражает инаковостью принимающее сообщество в целом и пространство, с которым оно себя ассоциирует. Эти страхи используются как оправдание символических и физических интервенций, направленных на то, чтобы предотвратить подобные контакты и нивелировать их последствия. Что характерно, подобный националистический нарратив в социальных медиа могут воспроизводить как представители принимающего сообщества, так и выходцы из стран СНГ. Особенностью же социальных медиа является регулярное оспаривание нарратива о необходимости поддерживать «чистоту нации», причем гипотетически, в основном со стороны представителей «советских» поколений, а оспаривают — молодые люди, в особенности женщины.} }