@ARTICLE{27043461_580898705_2022, author = {С. Каспэ}, keywords = {, традиция, ценности, современная Россия, интеллектуальные элиты, политические элиты, политическое использование традициимассовое сознание}, title = {В этом шкафу много скелетов: политическое использование традиции в современной России}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2022}, volume = {21}, number = {1}, pages = {9-37}, url = {https://sociologica.hse.ru/2022-21-1/580898705.html}, publisher = {}, abstract = {Рассматривая традицию как особую фигурацию людских взаимодействий, свойственную вовсе не традиционным, а, напротив, современным и меняющимся обществам, автор сосредоточивает свое внимание на ее использовании в качестве категории политической борьбы и орудия власти. В современной России выделяются четыре страты, каждой из которых свойственны свои модусы об-ращения с традицией, — научное сообщество, интеллектуальные элиты (рефлексивные и функциональные), политические элиты и массы (то есть все группы, не относящиеся к перечисленным). Научная среда в целом следует идеалу профессиональной нейтральности. Интел-лектуальные элиты производят более или менее политически ангажированные трактовки традиции, руководствуясь как собственным моральным пафосом, так и своими договорными обязательствами перед политическими элитами. Последние непосредственно используют традицию как орудие поли-тического управления. Такое использование: a) инструментально; б) в высокой степени индиффе-рентно к содержанию тех политических программ и курсов, защитой которых призвано служить; в) в высокой степени индифферентно к аутентичности самой традиции. Однако эффективность мотиви-рованных традицией управляющих воздействий, адресуемых элитами массам, остается весьма сомни-тельной. Исследований, позволяющих установить, что именно российские массы считают для себя традиционным и насколько позитивно эту традиционность оценивают, до недавнего времени не про-водилось — ситуация начала меняться только в последние годы благодаря работам группы ЦИРКОН. И все же пока неизвестно, насколько апелляция к традиции (то есть к той субстантивированной спеку-ляции, которую предлагается считать традицией) способна сыграть интегрирующую и легитимирующую роль, ожидаемую от нее политическими элитами.}, annote = {Рассматривая традицию как особую фигурацию людских взаимодействий, свойственную вовсе не традиционным, а, напротив, современным и меняющимся обществам, автор сосредоточивает свое внимание на ее использовании в качестве категории политической борьбы и орудия власти. В современной России выделяются четыре страты, каждой из которых свойственны свои модусы об-ращения с традицией, — научное сообщество, интеллектуальные элиты (рефлексивные и функциональные), политические элиты и массы (то есть все группы, не относящиеся к перечисленным). Научная среда в целом следует идеалу профессиональной нейтральности. Интел-лектуальные элиты производят более или менее политически ангажированные трактовки традиции, руководствуясь как собственным моральным пафосом, так и своими договорными обязательствами перед политическими элитами. Последние непосредственно используют традицию как орудие поли-тического управления. Такое использование: a) инструментально; б) в высокой степени индиффе-рентно к содержанию тех политических программ и курсов, защитой которых призвано служить; в) в высокой степени индифферентно к аутентичности самой традиции. Однако эффективность мотиви-рованных традицией управляющих воздействий, адресуемых элитами массам, остается весьма сомни-тельной. Исследований, позволяющих установить, что именно российские массы считают для себя традиционным и насколько позитивно эту традиционность оценивают, до недавнего времени не про-водилось — ситуация начала меняться только в последние годы благодаря работам группы ЦИРКОН. И все же пока неизвестно, насколько апелляция к традиции (то есть к той субстантивированной спеку-ляции, которую предлагается считать традицией) способна сыграть интегрирующую и легитимирующую роль, ожидаемую от нее политическими элитами.} }