@ARTICLE{27043461_547946803_2021, author = {А. Атанесян and А. Акопян and Б. Рейнольдс}, keywords = {, теория «спирали молчания», социальные сети, массовые коммуникации, поведение, пандемия COVID-19, коллективистские общества, АрменияFacebook}, title = {COVID-19 в виртуальных сетевых коммуникациях: эффекты «спирали молчания»}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2021}, volume = {20}, number = {4}, pages = {66-85}, url = {https://sociologica.hse.ru/2021-20-4/547946803.html}, publisher = {}, abstract = {Основной вопрос исследования: характерна ли логика теории «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман), описывающая механизмы воздействия традиционных СМИ на общественное мнение, для динамики обсуждений вопросов в виртуальных социальных сетях. В качестве актуальной темы взята пандемия COVID-19. На первом этапе полевого исследования был осуществлен вторичный анализ результатов четырех массовых социологических опросов, проведенных в Армении в период активной стадии пандемии. На втором этапе, в период с 1 июля — по 30 августа 2020 года (самые высокие показатели пандемии в Армении) был проведен анкетный опрос на базе Google Forms среди армянских пользователей социальной сети Facebook как наиболее распространенной в стране. Было выявлено, что, будучи осведомлено об официальных ограничениях общественного поведения в условиях пандемии и зная о соответствующих санкциях за их нарушение, большинство опрошенных предпочитает публично с ними соглашаться, однако фактически им не следует, что создает диссонанс между массовой коммуникацией о COVID-19 и социальным (фактически — антисоциальным) поведением, затрудняя борьбу с пандемией. Установлена зависимость между отношением пользователей к публикуемому в социальной сети мнению «друзей» и посторонних, и предпочтением открытого выражения своего отношения, в частности, комментированием чужих постов. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения пользователей в Facebook, выражается в нежелании рисковать своей репутацией и подвергать свое мнение открытой и массовой критике: воспринимая сложившуюся коммуникативную ситуацию как опасную, пользователи социальных сетей предпочитают либо соглашаться с мнением других, либо вообще не выражать свое мнение. Результаты данного исследования могут быть полезными как для дальнейшего развития теории социальных коммуникаций и ее применения в новых условиях, так и для изучения и понимания коммуникативного поведение в виртуальных социальных сетях.}, annote = {Основной вопрос исследования: характерна ли логика теории «спирали молчания» (Э. Ноэль-Нойман), описывающая механизмы воздействия традиционных СМИ на общественное мнение, для динамики обсуждений вопросов в виртуальных социальных сетях. В качестве актуальной темы взята пандемия COVID-19. На первом этапе полевого исследования был осуществлен вторичный анализ результатов четырех массовых социологических опросов, проведенных в Армении в период активной стадии пандемии. На втором этапе, в период с 1 июля — по 30 августа 2020 года (самые высокие показатели пандемии в Армении) был проведен анкетный опрос на базе Google Forms среди армянских пользователей социальной сети Facebook как наиболее распространенной в стране. Было выявлено, что, будучи осведомлено об официальных ограничениях общественного поведения в условиях пандемии и зная о соответствующих санкциях за их нарушение, большинство опрошенных предпочитает публично с ними соглашаться, однако фактически им не следует, что создает диссонанс между массовой коммуникацией о COVID-19 и социальным (фактически — антисоциальным) поведением, затрудняя борьбу с пандемией. Установлена зависимость между отношением пользователей к публикуемому в социальной сети мнению «друзей» и посторонних, и предпочтением открытого выражения своего отношения, в частности, комментированием чужих постов. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения пользователей в Facebook, выражается в нежелании рисковать своей репутацией и подвергать свое мнение открытой и массовой критике: воспринимая сложившуюся коммуникативную ситуацию как опасную, пользователи социальных сетей предпочитают либо соглашаться с мнением других, либо вообще не выражать свое мнение. Результаты данного исследования могут быть полезными как для дальнейшего развития теории социальных коммуникаций и ее применения в новых условиях, так и для изучения и понимания коммуникативного поведение в виртуальных социальных сетях.} }