@ARTICLE{27043461_430489387_2020, author = {В. Камнев and В. Быстров}, keywords = {, научная фантастика, Другой, монстр, репрезентациясциентизм}, title = {Социальная проблематика Другого в научной фантастике}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2020}, volume = {19}, number = {4}, pages = {61-81}, url = {https://sociologica.hse.ru/2020-19-4/430489387.html}, publisher = {}, abstract = {В статье научно-фантастическая литература рассматривается в связи с некоторыми аспектами такой социологической и антропологической проблемы, как репрезентация Другого. При всем многообразии жанров научной фантастики исследователь всегда имеет дело либо с непосредственной репрезентацией Другого (существа, отличного от актуального человека), либо с опосредствованной формой этой репрезентации, когда перед читателем или зрителем раскрывается Другой Мир, а через него и Другой в первоначальном смысле этого термина. Дано описание двух способов репрезентации Другого в научной фанастике, которые условно обозначены как сциентистский и анти-антропный. Сциентистская репрезентация конструирует исключительно рациональные условия отношения к Другому, и ее историко-философским коррелятом может рассматриваться учение Э. Гуссерля об истине, одинаковой для людей, не-людей, ангелов и богов. Анти-антропная репрезентация, более привлекательная для авторов научной фантастики, берет свой исток в характерном для человека модерна переживании «расколдовывания» мира, в частности, в трагическом ощущении несоизмеримости конечного человеческого существования и бесконечных космических бездн. Историко-философским коррелятом анти-антропной репрезентации Другого можно считать учение И. Канта об априорных формах чувственности, которые у других мыслящих существ могут быть иными, и поэтому модель отношения к Другому не может строиться на рациональных основаниях. В качестве литературного примера, где обнаруживаются эти два способа репрезентации Другого, рассмотрены «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, которые, с одной стороны, представляют собой фантастическую экстраполяцию колонизации Северной Америки и неизбежных контактов с коренным населением. С другой стороны, в «Марсианских хрониках» изображена могущественная и технически развитая марсианская цивилизация, которая по непонятным причинам исчезает, или перестает контактировать с колонизаторами. Комбинирование этих двух способов репрезентации Другого позволяет Брэдбери эффективно романтизировать и мистифицировать уникальный исторический опыт колонизации, модифицировать миф о фронтире.}, annote = {В статье научно-фантастическая литература рассматривается в связи с некоторыми аспектами такой социологической и антропологической проблемы, как репрезентация Другого. При всем многообразии жанров научной фантастики исследователь всегда имеет дело либо с непосредственной репрезентацией Другого (существа, отличного от актуального человека), либо с опосредствованной формой этой репрезентации, когда перед читателем или зрителем раскрывается Другой Мир, а через него и Другой в первоначальном смысле этого термина. Дано описание двух способов репрезентации Другого в научной фанастике, которые условно обозначены как сциентистский и анти-антропный. Сциентистская репрезентация конструирует исключительно рациональные условия отношения к Другому, и ее историко-философским коррелятом может рассматриваться учение Э. Гуссерля об истине, одинаковой для людей, не-людей, ангелов и богов. Анти-антропная репрезентация, более привлекательная для авторов научной фантастики, берет свой исток в характерном для человека модерна переживании «расколдовывания» мира, в частности, в трагическом ощущении несоизмеримости конечного человеческого существования и бесконечных космических бездн. Историко-философским коррелятом анти-антропной репрезентации Другого можно считать учение И. Канта об априорных формах чувственности, которые у других мыслящих существ могут быть иными, и поэтому модель отношения к Другому не может строиться на рациональных основаниях. В качестве литературного примера, где обнаруживаются эти два способа репрезентации Другого, рассмотрены «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, которые, с одной стороны, представляют собой фантастическую экстраполяцию колонизации Северной Америки и неизбежных контактов с коренным населением. С другой стороны, в «Марсианских хрониках» изображена могущественная и технически развитая марсианская цивилизация, которая по непонятным причинам исчезает, или перестает контактировать с колонизаторами. Комбинирование этих двух способов репрезентации Другого позволяет Брэдбери эффективно романтизировать и мистифицировать уникальный исторический опыт колонизации, модифицировать миф о фронтире.} }