@ARTICLE{27043461_291834089_2019, author = {К. Эмменеггер}, keywords = {, Макс Вебер, Русская революция, либерализм, религия, современная свободаэтический радикализм}, title = {Вебер о России: между современной свободой и этическим радикализмом}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2019}, volume = {18}, number = {2}, pages = {89-106}, url = {https://sociologica.hse.ru/2019-18-2/291834089.html}, publisher = {}, abstract = {Сочинения Макса Вебера о русских революциях в значительной степени недооценены в академическом сообществе и рассматриваются как вторичные в общем массиве веберовских социологических и политических текстов. Однако Вебер в них обращается к ключевому для него вопросу: судьбе свободы в эпоху позднего модерна. Критически оценивая шансы на успех русских либералов, Вебер возвращается к тому моменту, когда возникла современная свобода, и вычленяет особые условия, благодаря которым ее появление стало возможным. Ключевую роль сыграло то, что Вебер называет «специфически религиозной ориентацией». Свобода не является результатом экономического развития (Вебер отрицал представление, согласно которому капитализм ведет к эмансипации и связан с демократией) или же производным от идеи толерантности, основанной на индифферентности (как предполагалось в некоторых интерпретациях либерализма). Основным истоком современной свободы является религиозный радикализм (в частности, пуританский). Вебер предполагает, что современная (т. е. негативная) свобода возникает из позиции этической непреклонности, когда религиозный виртуоз отказывается подчиняться политическому (т.е. мирскому) авторитету, чтобы следовать своей вере, то есть голосу Бога. В данной статье исследуется веберовская концепция современной свободы, выстраиваемая в его работах о русских революциях в попытке углубить взаимосвязь между концепцией современной свободы и этическим радикализмом.}, annote = {Сочинения Макса Вебера о русских революциях в значительной степени недооценены в академическом сообществе и рассматриваются как вторичные в общем массиве веберовских социологических и политических текстов. Однако Вебер в них обращается к ключевому для него вопросу: судьбе свободы в эпоху позднего модерна. Критически оценивая шансы на успех русских либералов, Вебер возвращается к тому моменту, когда возникла современная свобода, и вычленяет особые условия, благодаря которым ее появление стало возможным. Ключевую роль сыграло то, что Вебер называет «специфически религиозной ориентацией». Свобода не является результатом экономического развития (Вебер отрицал представление, согласно которому капитализм ведет к эмансипации и связан с демократией) или же производным от идеи толерантности, основанной на индифферентности (как предполагалось в некоторых интерпретациях либерализма). Основным истоком современной свободы является религиозный радикализм (в частности, пуританский). Вебер предполагает, что современная (т. е. негативная) свобода возникает из позиции этической непреклонности, когда религиозный виртуоз отказывается подчиняться политическому (т.е. мирскому) авторитету, чтобы следовать своей вере, то есть голосу Бога. В данной статье исследуется веберовская концепция современной свободы, выстраиваемая в его работах о русских революциях в попытке углубить взаимосвязь между концепцией современной свободы и этическим радикализмом.} }