@ARTICLE{27043461_290655158_2019, author = {У. Аутвейт}, keywords = {, Макс Вебер, рационализация, национализм, суверенность, демократияпопулизм}, title = {Концепция «Рационализации» Макса Вебера и XXI век}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2019}, volume = {18}, number = {2}, pages = {16-27}, url = {https://sociologica.hse.ru/2019-18-2/290655158.html}, publisher = {}, abstract = {Веберовская концепция «рационализации» по праву считается основой его зрелой мысли. В то же время все большее внимание уделяется его «двойственному» отношению к рационализации экономических, административных и политических процессов, как и жизненного поведения в целом. Проблематика национализма и иррациональных тенденций сложной фигуры Вебера также выступает все более заметно. Хотя национализм сам по себе не может быть иррациональным, любой националист логически вынужден (по крайней мере, в качестве принципа) признать законность других — возможно, противостоящих ему — национализмов. Вебер пытался избежать этого парадокса в рассмотрении национализма, подчеркивая особую ответственность крупных государств, тем не менее включая проблематичное понятие Herrenvolk. В данной статье рассматриваются национализм по Веберу и современные националистические и популистские движения в свете его концепции суверенитета, демократии и плебисцитарного лидерства (Führerdemokratie). Автор полагает, что в XXI веке «суверенитет» превратился в предрассудок — в особенности в таких странах, как США, Россия, Турция, Венгрия и Польша, а также Великобритания в условиях текущего краха. Хотя Вебер редко использует понятие суверенитета, оно является центральным в его социологии государства, а также, как полагает автор, в его концепции рационализации. В статье также проводится параллель с тем, как Вебер использует понятие «нация».}, annote = {Веберовская концепция «рационализации» по праву считается основой его зрелой мысли. В то же время все большее внимание уделяется его «двойственному» отношению к рационализации экономических, административных и политических процессов, как и жизненного поведения в целом. Проблематика национализма и иррациональных тенденций сложной фигуры Вебера также выступает все более заметно. Хотя национализм сам по себе не может быть иррациональным, любой националист логически вынужден (по крайней мере, в качестве принципа) признать законность других — возможно, противостоящих ему — национализмов. Вебер пытался избежать этого парадокса в рассмотрении национализма, подчеркивая особую ответственность крупных государств, тем не менее включая проблематичное понятие Herrenvolk. В данной статье рассматриваются национализм по Веберу и современные националистические и популистские движения в свете его концепции суверенитета, демократии и плебисцитарного лидерства (Führerdemokratie). Автор полагает, что в XXI веке «суверенитет» превратился в предрассудок — в особенности в таких странах, как США, Россия, Турция, Венгрия и Польша, а также Великобритания в условиях текущего краха. Хотя Вебер редко использует понятие суверенитета, оно является центральным в его социологии государства, а также, как полагает автор, в его концепции рационализации. В статье также проводится параллель с тем, как Вебер использует понятие «нация».} }