@ARTICLE{27043461_230081988_2018, author = {В. Хойер}, keywords = {, правда, пост-правда, ложь, широкий образ мыслимножественность}, title = {Соблазны лжи}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2018}, volume = {17}, number = {4}, pages = {25-36}, url = {https://sociologica.hse.ru/2018-17-4/230081988.html}, publisher = {}, abstract = {Ложь сопровождает нас, она паразитирует на истине и является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но как мы можем ограничить ложь и предотвратить разрушение правды? Этот вопрос особенно актуален в связи с новым феноменом так называемой «постправды» с его фейковыми новостями, теориями заговора и популистской пропагандой. Здесь может оказаться полезным обращение к арендтовскому анализу отношений между правдой и ложью в политике. Для защиты достоверности необходима истина, но в то же время фактическая истина противостоит безграничной свободе слова и действий, или, говоря словами Арендт, нашему широкому образу мысли. Воображение — это общая основа для творчества, мысленного построения другого мира, но также и для лжи. Таким образом, политика и ложь структурно очень близки, хотя, конечно, не одно и то же. Современные популистские движения используют ложь, чтобы подорвать доверие к политикам и средствам массовой информации. Границы между правдой, ложью, отрицанием реальности, выдуманными истинами, а также антисемитизмом и расизмом стираются. В конспирологических теориях потеря чувства реальности достигает своего апофеоза. В отличие от лжи, они предлагают закрытый параллельный мир, в котором ничего не происходит случайно и ничто не является тем, чем кажется. Термин Зигмунта Баумана «ретротопия» указывает на то, что глобализация и технологические изменения приводят к растущему уровню неопределенности и дискредитации политики, что отвечает популистским целям. Республиканизм Арендт предлагает альтернативу популизму и потребительскому либерализму: защиту фактов, просвещенный критицизм и концепцию качественной множественности вовлеченных граждан.}, annote = {Ложь сопровождает нас, она паразитирует на истине и является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но как мы можем ограничить ложь и предотвратить разрушение правды? Этот вопрос особенно актуален в связи с новым феноменом так называемой «постправды» с его фейковыми новостями, теориями заговора и популистской пропагандой. Здесь может оказаться полезным обращение к арендтовскому анализу отношений между правдой и ложью в политике. Для защиты достоверности необходима истина, но в то же время фактическая истина противостоит безграничной свободе слова и действий, или, говоря словами Арендт, нашему широкому образу мысли. Воображение — это общая основа для творчества, мысленного построения другого мира, но также и для лжи. Таким образом, политика и ложь структурно очень близки, хотя, конечно, не одно и то же. Современные популистские движения используют ложь, чтобы подорвать доверие к политикам и средствам массовой информации. Границы между правдой, ложью, отрицанием реальности, выдуманными истинами, а также антисемитизмом и расизмом стираются. В конспирологических теориях потеря чувства реальности достигает своего апофеоза. В отличие от лжи, они предлагают закрытый параллельный мир, в котором ничего не происходит случайно и ничто не является тем, чем кажется. Термин Зигмунта Баумана «ретротопия» указывает на то, что глобализация и технологические изменения приводят к растущему уровню неопределенности и дискредитации политики, что отвечает популистским целям. Республиканизм Арендт предлагает альтернативу популизму и потребительскому либерализму: защиту фактов, просвещенный критицизм и концепцию качественной множественности вовлеченных граждан.} }