@ARTICLE{27043461_199669970_2016, author = {А. Марей}, keywords = {, Фома Аквинский, социальная теория, народ, республика, государствосовокупность}, title = {От народа к общности: описание социального порядка Фомой Аквинским. Часть 1: Populus, Respublica, Multitudo}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2016}, volume = {15}, number = {4}, pages = {162-175}, url = {https://sociologica.hse.ru/2016-15-4/199669970.html}, publisher = {}, abstract = {В рамках данной статьи анализируются основные категории социальной философии Фомы Аквинского, такие, как народ (populus), совокупность (multitudo) государство/республика (Respublica). В следующей статье (Часть 2) будет представлено исследование понятий общность (communitas/communicatio) и общение (societas). Обращает на себя внимание серьезный дефицит исследовательской литературы по социальной мысли Аквината. Учеными в основном осмысляется политическая мысль великого доминиканца, в то время, как социальная остается практически забытой. Работы И. Т. Эшмана, И. Конгара, Дж. Катто, представляющие собой исключение из этого утверждения, подробно анализируются в статье. Среди основных результатов проведенного исследования можно указать следующие. Во-первых, для философии Фомы характерна десемантизация понятия «народ», которое, по сути, уравнивается в значении с понятием «совокупность», что приводит к потере связи между понятиями народа и республики. Народ в теории Аквината теряет свое политическое значение, характерное для теорий Цицерона и Августина, господствовавших в политико-социальной мысли предшествовавшего периода. Взамен народ определяется как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими законами и общим образом жизни. В онтологическом смысле, народ определяется Фомой как материя, тогда как Respublica как форма. По сути дела, Аквинат формулирует одну из первых теорий протогосударства.}, annote = {В рамках данной статьи анализируются основные категории социальной философии Фомы Аквинского, такие, как народ (populus), совокупность (multitudo) государство/республика (Respublica). В следующей статье (Часть 2) будет представлено исследование понятий общность (communitas/communicatio) и общение (societas). Обращает на себя внимание серьезный дефицит исследовательской литературы по социальной мысли Аквината. Учеными в основном осмысляется политическая мысль великого доминиканца, в то время, как социальная остается практически забытой. Работы И. Т. Эшмана, И. Конгара, Дж. Катто, представляющие собой исключение из этого утверждения, подробно анализируются в статье. Среди основных результатов проведенного исследования можно указать следующие. Во-первых, для философии Фомы характерна десемантизация понятия «народ», которое, по сути, уравнивается в значении с понятием «совокупность», что приводит к потере связи между понятиями народа и республики. Народ в теории Аквината теряет свое политическое значение, характерное для теорий Цицерона и Августина, господствовавших в политико-социальной мысли предшествовавшего периода. Взамен народ определяется как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими законами и общим образом жизни. В онтологическом смысле, народ определяется Фомой как материя, тогда как Respublica как форма. По сути дела, Аквинат формулирует одну из первых теорий протогосударства.} }