@ARTICLE{27043461_186011578_2016, author = {А. Титков}, keywords = {, высказывание, коммуникация, культурсоциология, медиасреда, митинг, протест, Россия, смехязыковая игра}, title = {Восстание культурных механизмов: протест как языковая игра}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2016}, volume = {15}, number = {2}, pages = {208-233}, url = {https://sociologica.hse.ru/2016-15-2/186011578.html}, publisher = {}, abstract = {Архипова А., Алексеевский М. (Сост.) (2014) «Мы не немы!»: Антропология протеста в России 2011-2012 Годов. Тарту: Элм. 336 С. ISBN 978-9949-544-26-4Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем куль-турсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ культур-ных антропологов и филологов о массовых протестах 2011-2013 годов в России. Авто-ры «Антропологии протеста» рассматривают протестные митинги как коммуникацию между протестующими и властью (макрокоммуникация), между участниками протестов (локальная коммуникация) и фокусируются на анализе высказываний, представленных на митинговых плакатах. Описываются роль и характер языковых игр в протестных высказываниях, влияние локального контекста небольших протестных акций («нано-митинги», «Оккупай Абай» и др.) на форму и содержание политических высказываний. Работы сборника могут побудить культурсоциологов задуматься по крайней мере о двух проблемах: сложном нелинейном характере (со сгущениями, замещениями и т. д.) моральных классификаций, определяющих «социальное бессознательное», а также о роли медийной среды, в которой создаются идеи и лозунги протестных движений, и механизмах ее воздействия. В работах Йельской школы культурсоциологии моральные классификации представлены наборами бинарных оппозиций в стиле классического структурализма. Языковые игры, на которые обращают внимание авторы «Антрополо-гии протеста», предполагают более сложную модель. Роль медиа в социальных и куль-турных изменениях описывалась Дж. Александером (анализ Уотергейтского скандала) с помощью модели коллективного ритуала, в рамках дюркгеймовской традиции. Анализ циркуляции протестных текстов в социальных сетях побуждает обратить внимание на давнюю альтернативу дюркгеймовской программе, теорию Тарда о диффузии идей в межличностном взаимодействии.}, annote = {Архипова А., Алексеевский М. (Сост.) (2014) «Мы не немы!»: Антропология протеста в России 2011-2012 Годов. Тарту: Элм. 336 С. ISBN 978-9949-544-26-4Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем куль-турсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ культур-ных антропологов и филологов о массовых протестах 2011-2013 годов в России. Авто-ры «Антропологии протеста» рассматривают протестные митинги как коммуникацию между протестующими и властью (макрокоммуникация), между участниками протестов (локальная коммуникация) и фокусируются на анализе высказываний, представленных на митинговых плакатах. Описываются роль и характер языковых игр в протестных высказываниях, влияние локального контекста небольших протестных акций («нано-митинги», «Оккупай Абай» и др.) на форму и содержание политических высказываний. Работы сборника могут побудить культурсоциологов задуматься по крайней мере о двух проблемах: сложном нелинейном характере (со сгущениями, замещениями и т. д.) моральных классификаций, определяющих «социальное бессознательное», а также о роли медийной среды, в которой создаются идеи и лозунги протестных движений, и механизмах ее воздействия. В работах Йельской школы культурсоциологии моральные классификации представлены наборами бинарных оппозиций в стиле классического структурализма. Языковые игры, на которые обращают внимание авторы «Антрополо-гии протеста», предполагают более сложную модель. Роль медиа в социальных и куль-турных изменениях описывалась Дж. Александером (анализ Уотергейтского скандала) с помощью модели коллективного ритуала, в рамках дюркгеймовской традиции. Анализ циркуляции протестных текстов в социальных сетях побуждает обратить внимание на давнюю альтернативу дюркгеймовской программе, теорию Тарда о диффузии идей в межличностном взаимодействии.} }