@ARTICLE{27043461_186011144_2016, author = {С. Баньковская}, keywords = {, визуальная социология, видеометоды, теория не-репрезентации, нарратив, наблюдениеметодологическая адекватность}, title = {Видеосоциология: теоретические и методологические основания}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2016}, volume = {15}, number = {2}, pages = {129-166}, url = {https://sociologica.hse.ru/2016-15-2/186011144.html}, publisher = {}, abstract = {В современном мире развитие техники и технологии идет параллельно с новыми соци-альными явлениями, для описания которых зачастую не хватает теоретических ресур-сов, даже если в наличии имеются эмпирическая, экспериментальная база наблюдений, изощренные и надежные методы получения данных. Особое внимание исследователей привлекают в последнее время, с одной стороны, феномены, получившие в полити-ко-философской литературе название «множества» (multitude), т. е. больших образова-ний, для которых не годятся привычные термины «группа», «масса» или даже «толпа». Рассредоточенность множеств, координация, происходящая помимо вербальных средств коммуникации (неинтендированная координация), феномены телесной согла-сованности на уровне антиципации выражений и действий партнера и многое другое частично впервые обнаруживаются, а частично подтверждаются средствами визуальной социологии. Визуальная социология представляет собой уже достаточно дифференци-рованное теоретическое направление и практику эмпирических исследований, исполь-зующих в качестве данных визуальные материалы (фото и видео главным образом). Необходимость заново переосмыслить исследовательскую идеологию визуальных ис-следований и выработать нарративные средства, позволяю­щие сделать эти исследова-ния продуктивными, оказывается все более настоятельной. Комплементарность нарра-тологии и визуальной социологии представляет не только многообещающие исследова-тельские перспективы, но и особую проблему на методологическом и методическом уровнях; именно эта проблема (равно как и различные подходы к ее постановке) и рас-сматривается в данной статье. Среди тео­ретических интерпретаций данной проблемы специально рассматривается «теория не-репрезентации», а методологические вопросы анализируются в контексте комплементарности.}, annote = {В современном мире развитие техники и технологии идет параллельно с новыми соци-альными явлениями, для описания которых зачастую не хватает теоретических ресур-сов, даже если в наличии имеются эмпирическая, экспериментальная база наблюдений, изощренные и надежные методы получения данных. Особое внимание исследователей привлекают в последнее время, с одной стороны, феномены, получившие в полити-ко-философской литературе название «множества» (multitude), т. е. больших образова-ний, для которых не годятся привычные термины «группа», «масса» или даже «толпа». Рассредоточенность множеств, координация, происходящая помимо вербальных средств коммуникации (неинтендированная координация), феномены телесной согла-сованности на уровне антиципации выражений и действий партнера и многое другое частично впервые обнаруживаются, а частично подтверждаются средствами визуальной социологии. Визуальная социология представляет собой уже достаточно дифференци-рованное теоретическое направление и практику эмпирических исследований, исполь-зующих в качестве данных визуальные материалы (фото и видео главным образом). Необходимость заново переосмыслить исследовательскую идеологию визуальных ис-следований и выработать нарративные средства, позволяю­щие сделать эти исследова-ния продуктивными, оказывается все более настоятельной. Комплементарность нарра-тологии и визуальной социологии представляет не только многообещающие исследова-тельские перспективы, но и особую проблему на методологическом и методическом уровнях; именно эта проблема (равно как и различные подходы к ее постановке) и рас-сматривается в данной статье. Среди тео­ретических интерпретаций данной проблемы специально рассматривается «теория не-репрезентации», а методологические вопросы анализируются в контексте комплементарности.} }