@ARTICLE{27043461_169126776_2015, author = {А. Ностхофф}, keywords = {, Джорджо Агамбен, Мишель Фуко, Томас Гоббс, насилие, состояние войны, чрезвычайное положение, танатополитиканеолиберализм}, title = {Нормализованные исключения и тотализованные потенциальности: насилие, суверенитет и война в философии Томаса Гоббса и Джорджо Агамбена}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2015}, volume = {14}, number = {4}, pages = {44-76}, url = {https://sociologica.hse.ru/2015-14-4/169126776.html}, publisher = {}, abstract = {В статье критически рассматривается связь между суверенитетом, насилием и войной в «Homo Sacer» Джорджо Агамбена и «Левиафане» Томаса Гоббса. Вкратце остановившись на новом прочтении основных положений «Левиафана», явным образом отсылающих к аристотелевскому различению актуального и потенциального, я прихожу к выводу, что насилие до общественного договора, по Гоббсу, прежде всего основано на том, что он называл «антиципирующим разумом», и проблеме контингентности будущего. В соответствии с интуициями М. Фуко, я также утверждаю, что допущение определенных потенциальностей ведет к известным выводам Гоббса о естественном состоянии как состоянии войны («condition of Warre»). На втором этапе я анализирую некоторые утверждения Агамбена с целью описать, как воображенное Гоббсом насилие до общественного договора не может быть преодолено в результате появления суверена. В частности, доводы Агамбена проливают свет на неразличимую и неразрывную взаимосвязь естественного состояния и состояния закона, которые, как пишет П. Вирно, являются «сиамскими близнецами». Таким образом на мета-уровне Агамбен предполагает, что Гоббсова проблема не сводима к «проблеме порядка» (по Парсонсу). Предпринятый анализ проблематизации будущего в работах Гоббса позволяет понять, как работают современные стратагемы на финансовых рынках и механизмы освоения будущего (future-colonization), лежащие в основе глобальной политики. В ответ на критику Агамбена я утверждаю, что тщательный анализ того, что можно обозначить как «перспективы актуализации потенциального не-бытия», может быть первым теоретическим шагом на пути к эффективной форме критики.}, annote = {В статье критически рассматривается связь между суверенитетом, насилием и войной в «Homo Sacer» Джорджо Агамбена и «Левиафане» Томаса Гоббса. Вкратце остановившись на новом прочтении основных положений «Левиафана», явным образом отсылающих к аристотелевскому различению актуального и потенциального, я прихожу к выводу, что насилие до общественного договора, по Гоббсу, прежде всего основано на том, что он называл «антиципирующим разумом», и проблеме контингентности будущего. В соответствии с интуициями М. Фуко, я также утверждаю, что допущение определенных потенциальностей ведет к известным выводам Гоббса о естественном состоянии как состоянии войны («condition of Warre»). На втором этапе я анализирую некоторые утверждения Агамбена с целью описать, как воображенное Гоббсом насилие до общественного договора не может быть преодолено в результате появления суверена. В частности, доводы Агамбена проливают свет на неразличимую и неразрывную взаимосвязь естественного состояния и состояния закона, которые, как пишет П. Вирно, являются «сиамскими близнецами». Таким образом на мета-уровне Агамбен предполагает, что Гоббсова проблема не сводима к «проблеме порядка» (по Парсонсу). Предпринятый анализ проблематизации будущего в работах Гоббса позволяет понять, как работают современные стратагемы на финансовых рынках и механизмы освоения будущего (future-colonization), лежащие в основе глобальной политики. В ответ на критику Агамбена я утверждаю, что тщательный анализ того, что можно обозначить как «перспективы актуализации потенциального не-бытия», может быть первым теоретическим шагом на пути к эффективной форме критики.} }