@ARTICLE{27043461_140535277_2014, author = {Т. Вайзер}, keywords = {, Юрген Хабермас, Дж. С. Милль, моральное сообщество, внешний мир, внутренний мир, интерсубъективные границыинтерсубъективность}, title = {Логика интерсубъективных границ в сообществе Ю. Хабермаса (или Почему мы не должны быть единым целым)}, journal = {Социологическое обозрение}, year = {2014}, volume = {13}, number = {4}, pages = {80-93}, url = {https://sociologica.hse.ru/2014-13-4/140535277.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассматривается модель транснационального космополитического морально-правового сообщества безграничной коммуникации Ю. Хабермаса. Эта модель появляется как попытка философскими средствами выработать гарантии от авторитарных монополий на власть, следствиями которых в ХХ веке оказались диктаторские режимы и национальные сообщества (про)тоталитарного типа. Проводится реконструкция этой модели наднационального сообщества и анализируется, каким образом в этом сообществе мыслится морально ориентированное интерсубъективное взаимодействие. Показывается, что значимой исследовательской и этической проблемой для Хабермаса является различение границ между «внутренним» (субъективным) и «внешним» (интерсубъективным) миром. Согласно этому различению, субъективная истина или частная ценностная позиция индивида/сообщества может определяться ценностными установками, предпочтениями и вкусами индивида/сообщества; тогда как притязание на истинность (claim), претендующее на то, чтобы быть интерсубъективной нормой, должно быть оправдано и принято всеми, кого эта норма так или иначе касается. Неразличение границ между тем, что считаю истинным лично я, и тем, что должны признавать за норму другие (или навязывание своей партикулярной ценностной установки как универсальной нормы), лежит в основании многих социальных, (гео)политических, этнических, конфессиональных и прочих конфликтов и коммуникативных деформаций. До сих пор критики Хабермаса не уделяли этому аспекту его теории должного внимания. Между тем, именно такое различение между субъективно истинным, с одной стороны, и интерсубъективно валидным, с другой, делает сообщество Хабермаса антитоталитарным и выявляет глубокое этическое значение интерсубъективных границ.}, annote = {В статье рассматривается модель транснационального космополитического морально-правового сообщества безграничной коммуникации Ю. Хабермаса. Эта модель появляется как попытка философскими средствами выработать гарантии от авторитарных монополий на власть, следствиями которых в ХХ веке оказались диктаторские режимы и национальные сообщества (про)тоталитарного типа. Проводится реконструкция этой модели наднационального сообщества и анализируется, каким образом в этом сообществе мыслится морально ориентированное интерсубъективное взаимодействие. Показывается, что значимой исследовательской и этической проблемой для Хабермаса является различение границ между «внутренним» (субъективным) и «внешним» (интерсубъективным) миром. Согласно этому различению, субъективная истина или частная ценностная позиция индивида/сообщества может определяться ценностными установками, предпочтениями и вкусами индивида/сообщества; тогда как притязание на истинность (claim), претендующее на то, чтобы быть интерсубъективной нормой, должно быть оправдано и принято всеми, кого эта норма так или иначе касается. Неразличение границ между тем, что считаю истинным лично я, и тем, что должны признавать за норму другие (или навязывание своей партикулярной ценностной установки как универсальной нормы), лежит в основании многих социальных, (гео)политических, этнических, конфессиональных и прочих конфликтов и коммуникативных деформаций. До сих пор критики Хабермаса не уделяли этому аспекту его теории должного внимания. Между тем, именно такое различение между субъективно истинным, с одной стороны, и интерсубъективно валидным, с другой, делает сообщество Хабермаса антитоталитарным и выявляет глубокое этическое значение интерсубъективных границ.} }